Учителям русского языка и литературы

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание буквы ь после шипящих" V класс

Правописание буквы ь после шипящих (Слайд 1)

 

Обучающая цель урока (Слайд 2): к концу урока учащиеся будут знать правило правописания буквы ь после шипящих и будут владеть навыками правописания буквы ь после шипящих.

Обучающие задачи урока:

1) организовать поисковую деятельность учащихся и подвести их к самостоятельному открытию новых знаний;

2) научить определять условия правописания буквы ь после шипящих;

3) формировать навыки правописания буквы ь после шипящих;

4) совершенствовать орфографическую зоркость учащихся;

         Задачи личностного развития:

1) способствовать формированию у учащихся регулятивных универсальных учебных действий целеполагания, контроля, коррекции, оценивания;

2) создавать условия для развития речи учащихся, обогащению лексикона и расширению кругозора;

3) способствовать развитию интереса к русскому языку.

 

Эпиграф к уроку (Слайд 3):

         Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые восходы. Ученья корень горек, да плод сладок (Леонардо да Винчи).

Ход урока

  1. Оргмомент(повернулись – улыбнулись – пожелали друг другу добра)

Обращение к эпиграфу

  1. Проверка домашнего задания

Игра «Верите ли вы?» (Проверка дополнительного домашнего задания).

- Верите ли вы, что в корне слова после ц пишется буква ы?

- Верите ли вы, в словах, заканчивающихся на –ция пишется буква и?

- Верите ли вы, что в суффиксах пишется буква ы?

- Верите ли вы, что в окончаниях пишется буква и?

- Верите ли вы, что слова цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкать, цыц и однокоренные от них являются исключениями?

  1. Постановка темы и цели урока (Слайд 4)

- Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске (на слайде). Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?

(Слова записаны в три столбика)

ночь (сущ.)                   горяч (кр. прил.)           увлечь (глагол)

ландыш (сущ.)              могуч (кр. прил.)          терпишь (глагол)

из-за туч (сущ.,Р.п)       сыпуч (кр. прил.)          беречь (глагол)

мышь (сущ.)                                                       спешишь (глагол)

пейзаж (сущ.)

(Эти слова заканчиваются на шипящий согласный. В глаголах пишется Ь, в кратких именах прилагательных не пишется Ь, в именах существительных нужно определить склонение).

Подумайте и скажите какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце слова).

- Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце слова).

- Для чего нам нужно знать, как правильно писать? (Писать без ошибок – это модно!)

  1. Актуализация опорных знаний.

- Какие шипящие звуки вы знаете? [Ж], [Ш], [Щ’], [Ч’].

-Звуки [Ж] [Ш] какие по твердости – мягкости? (всегда твердые, не имеют мягкой пары).

-А звуки [Ч’] [Щ’]? (всегда мягкие, не имеют твердой пары)

- Можно ли смягчить [Ж], [Ш], если написать после букв Ж,Ш мягкий знак?

-Станут ли твердыми [Ч’], [Щ’], если не написать после букв Ч, Щ на конце мягкий знак?

-Почему же иногда пишем?

Это традиционное написание («традо» - передаю). Такое написание нам передали наши предки, и мы будем писать грамотно, чтобы никто не мог нас упрекнуть в неуважении к нашим предкам и нашему языку. Будем помнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».(Слайд 5)

  1. Объяснение нового материала

Возвращаемся к слайду 4 и вместе заполняем таблицу.

Правописание буквы ь после шипящих (Слайд 6)

Существительное

Существительное

Прилагательное

Глагол

1-е, 2-е скл.

3-е скл.

Каков?

Что сделать?

Что сделаешь?

Что делай?

Ь не пишется

Ь

Ь не пишется

Ь

 

Чтение стихотворения, иллюстрирующего применение изученного материала (читает подготовленный ученик)

Если к слову с шипящей ты задал вопрос

«Это кто или что? Мышь, камыш или брошь», -

Ты, дружок, не спеши,

А сначала склоненье над ним надпиши.

Если третье склоненье,

То, отбросив сомненье,

Мягкий знак непременно

Ты в конце напиши!

А не третье склоненье –

Никогда не пиши!

Если чай был горячий,

А напиток шипучий,

И решил ты поставить вопрос,

Он каков-

И горяч, и кипуч, и шипуч-

Ты запомни:

Мягкий знак в них не нужен,

Это ясно без слов.

Если учишь уроки,

Или просто мечтаешь,

Или надо природу родную беречь,

После Ж, Ш, Ч, Щ,

Ты же знаешь,

Мягкий знак всегда пишем,

Чтоб беды не навлечь.

 

-А какая беда нам грозит, если не научимся применять правило?

(Приходим к выводу, что самая страшная беда - быть безграмотным)

- Я уверена, что эта беда нам не грозит. Давайте проверим!

- Запишите в тетради дату и тему урока.

Упражнение 165

Алгоритм (Слайд 7)

  1. Определи часть речи

Существительное                   Прилагательное            Глагол

  1. Определи склонение 2. Ь не пишется 2. Пиши Ь
  2. 3-е скл. Не 3-е скл.

         Ь                Ь не пишется

 (Подсказка для сущ.: мягкий знак похож на бантик - в ж. р. есть, но м.р. или мн.ч. отсут., ь знак один, на мн.ч. не хватит).

 Игра «Корзинки». (Диктую слова, учащиеся распределяют по столбикам (корзинкам): пишется с ь и без него).

Багаж, молодежь, пейзаж, шалаш, брошь, вещь, овощ, мощь, финиш, ковш, ложь, речь, мелочь, ландыш, дичь, мяч, речь, печь, встретишь, пойдешь, выучишь, улыбаешься.

  1. Физкультминутка (под музыку П.И. Чайковского «Времена года».) (Если в слове есть Ь – поднимаем руки вверх, если нет – опускаем вниз. Присаживаемся на свои места, закрываем глаза, представляем картины весны под музыку)
  1. Закрепление нового материала

1). Работа по картине Алексея Кондратьевича Саврасова  «Грачи прилетели». (Слайд 8)

- Прочитайте, выпишите предложения, где есть слова по теме урока. Объясните написание.

Или

Игра «Зоркий глаз» (найти слова на данное правило и устно объяснить правописание).

       Свою знаменитую картину А.К. Саврасов написал в 1871 году. Известный ценитель искусства Павел Третьяков приобрел пейзаж «Грачи прилетели» для своей коллекции.  Художник показал пробуждение природы после долгой зимы.

       Из-за крыш домов видна церковь. Перелетные птицы вернулись в родные края и занялись постройкой жилищГрач – предвестник весны. Окрестная тишь нарушена голосами пернатых.

       Зрителям картина А. Саврасова дарит ощущение радости и весенней свежести.

2). Работа в парах (Слайд 9).

- Прочитайте. Определите тему, основную мысль и стиль текста. Выпишите слова с пропущенными буквами. Устно объясните написание.

Как хорош… день в лесу в начале весны! Ты не можеш… усидеть дома, выходиш…, осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за  туч… выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш…, что весна не мираж, что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч....

(Слайд 10) Хорош (кр. прил.), не можешь (гл,2-е л., ед.ч.), выходишь (гл,2-е л., ед.ч.), осматриваешься (гл,2-е л., ед.ч.), любуешься (гл,2-е л., ед.ч.), из – за туч (сущ.,не 3-е скл.), луч (сущ.,не 3-е скл.), понимаешь (гл,2-е л., ед.ч.), почувствуешь (гл,2-е л., ед.ч.), крыш (сущ.,не 3-е скл.), блестящ (кр.прил.), скрипуч (кр.прил.).

Проверка (ответы выводятся на экран), оценивание.

3). Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (Слайд 11)

Найди лишнее слово, запиши в тетрадь.

  1. Могуч, жгуч, блестящ, камыш.
  2. Мышь, крепыш, камыш, пейзаж.
  3. Молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь.
  4. Луж, задач, рощ, забудешь.

Взаимопроверка (ответы выводятся на экран), оценивание (Слайд 12).

4). Самостоятельная работа (учащиеся выбирают уровень самостоятельно).

I уровень – «6».

Спишите, вставьте пропущенную букву.

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.), врач(?) (2 скл.), ноч(?) (3 скл.).

II уровень – «8».

Спишите, вставьте пропущенную букву.

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), врач (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?), приготовишь(?).

III уровень – «10».

Спишите, вставьте пропущенную букву, графически объясните правописание.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

I уровень – «6».

Глушь (3 скл.), финиш (2 скл ), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.), врач(2 скл.), ночь(3 скл.).

II уровень – «8».

Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, врач, задач, роскошь, проигрыш, клещ, приготовишь.

III уровень – «10»

Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш.

Собираются тетради, выставляются отметки.

  1. Домашнее задание (по выбору) (Слайд 13):

Параграф 17, упр. 173 – письмо по памяти и грамматические разборы.

Написать сочинение на тему «Начало весны» с использованием слов на правило «Правописание буквы ь после шипящих».

Дополнительное задание (по желанию): творческая работа по созданию схемы-памятки.

Слайд 14

(Подсказка для сущ.: мягкий знак похож на бантик - в ж. р. есть, но м.р. или мн.ч. отсут.; ь знак один, на мн. ч. не хватит).

 Подведение итогов (Слайд 15)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

- Как вы понимаете слово гож? (годен)

- А мы годны на дело?

- А какому «делу» мы научились?

- Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”.

Подведем итог. (Игра «Зоркий глаз»)

- Сколько слов в пословице относятся к нашему сегодняшнему правилу?

- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)

- В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

- В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

  1. Рефлексия (Слайд 16)

Я узнал….

Я научился…

Мне это пригодится, потому что…

Урок мне показался…

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Моё настроение стало…

 

свернуть

План-конспект урока русского языка по теме "Порядковые числительные" VI класс

Тема урока: Порядковые числительные

Класс: 6

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока: к концу урока учащиеся будут знать основные отличительные особенности порядковых числительных; будут владеть навыками образования и правописания порядковых числительных, а также правильным употреблением данного разряда числительных в речи.

Задачи:

  • Ознакомить с правилом образования порядковых числительных;
  • Формировать навыки правописания данного разряда числительных;
  • Расширить кругозор и словарный запас учащихся

Методы, формы и приёмы работы на уроке:

- интерактивный метод, метод проблемной ситуации;

- приемы: составление «Кластера», «Облака слов», «Незаконченного предложения»; диктант с преобразованием, игра «Верю – не верю», лексическая разминка;

- формы работы: индивидуальная, парная;

Оборудование: учебник, маршрутный лист, опорный конспект, мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку;

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка.
  2. Вступительное слово учителя. Приветствие:

- Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнёмся друг другу. И с хорошим настроением начнем урок. А сначала хочу вас познакомить с одной притчей.

Притча:

… Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повел их во дворец, в углу которого была большая дверь с огромный замком. «Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим». Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.

      Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир чисел. Но это будет не урок математики, а урок русского языка. Сегодня нам предстоит пройти четыре станции и обогатить наш ум и память знаниями, а речь – новыми словами и словоформами.

 На маршрутных листах указаны названия станций: повторительная, учебная, творческая и закрепительная.

- Ребята, как вы думаете, а чем мы будем заниматься на каждой станции?

«Повторительная станция» (Актуализация опорных знаний)

На партах учащихся карточки с отрывками из забавных стихотворений польской поэтессы Ванды Хотомской:

          Три Есть у нас 3 сес3цы Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что С3жова Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш.

Сто У про100го 100рожа – Не про100рный дом, Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног и 100личной ваксой. Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100 Вычистить все 100 Сразу 100лько обуви Не носил никто!

Вопросы классу: - В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа) - Почему трудно читать эти тексты? (т.к. слоги заменены цифрами) - Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами? (Когда даты, числа… - Какая запись числа принята? (цифрами). - Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)

Проверка д/з, выполнить упражнение по подобию (задание на маршрутном листе)

Подчеркнуть правильный вариант в употреблении собирательных числительных:

  • По (обеим, обоим) сторонам дороги росли стройные белоствольные берёзки.
  • Щенок был маленький, масти белой, на (обеих, обоих) ушах по пятнышку.
  • Ухватилась (обеими, обоими) ручонками за меня и не пускает.
  • Двое сыновей у меня, (обеими, обоими) я горжусь.
  • В классе после уроков остались (две девочки, двое девочек) и стали оформлять стенгазету.

Станция «Учебная».  (Объяснение нового материала).

 На экране проектора изображены ребусы со спрятанными словами. Необходимо их разгадать и ответить на вопрос, со всеми ли словами могут употребляться слова, обозначающие количество порядок предметов при счете. Почему? (Семья, сорока, стол, стриж). Записать по два словосочетания в тетрадь.

Работа с учебником. Самостоятельное чтение правила на с. 207, 208. Плюсиком отметить уже известную информацию о порядковых числительных, минусом, то, что ещё не было знакомо.

На доске и в тетради запишем предложение:

На шестидесятом автобусном маршруте мы подъехали к четвертому кирпичному дому, поднялись на последний двадцатый этаж, позвонили в угловую двадцать девятую квартиру.

Ребята должны найти, что общего в морфологических признаках порядковых числительных и прилагательных (изменяются по падежам, числам, а в единственном числе – по родам).

Вывод: морфологические свойства прилагательных и порядковых числительных совпадают.

Определение синтаксической функции. Также на доске и в тетради записываем предложения:

Наступила студеная зима. Начался второй урок.

Зима в этом году суровая. Урок математики второй.

Больной принял лекарство. Пятый вышел из строя.

Вывод: порядковые числительные являются теми же членами предложения, что и прилагательные: определениями, сказуемыми, подлежащими.

Затем ребята оформляют кластер, где указывают все признаки порядковых числительных.

Физкультминутка. Выполняется зарядка для глаз.

Формирование орфографических навыков. Работа с учебником. Упр. 477. Списать слова, распределив по столбикам: числительное, прилагательное. Указать соединительные морфемы. Проверить свои выводы с правилом на с. 208.

Как пишутся порядковые числительные?

Для закрепления используем прием облако слов.

Занимательный момент. По картинкам узнать фразеологизм с числительным. Указать его значение.

Диктант с преобразованием. Заменить словосочетания с количественными числительными в словосочетания со сложными прилагательными. Образец: шест длиной в 2 метра – двухметровый шест.

Ребенок, которому 6 месяцев – шестимесячный ребенок.

Перерыв продолжительностью 10 минут – десятиминутный перерыв.

Поход, который продолжался 8 дней – восьмидневный поход.

Курсы продолжительностью 5 недель – пятинедельные курсы.

Молодой человек, возраст которого 25 лет – двадцатипятилетний молодой человек.

Станция поздравительная. Обратить внимание на использование порядковых числительных в названиях событий и праздников.

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.П. ед.ч.  ( к двадцатому марта, перед вторым сентября)

Но: в названиях праздников после слов праздник, день, дата порядковое числительное ставится в И.П. ( с днем Восьмое марта)

Придумать и записать предложения-поздравления

Станция закрепительная

Игра «Верю – не верю»

- Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? (нет)

- Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете? (да)

- Порядковые числительные имеют грамматические признаки прилагательного? (да)

- Прилагательное двухсотый пишется раздельно (нет)

- При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (да)

- Слово пятиэтажный относится к порядковым числительным? (нет), а слово трёхмиллионный к прилагательным? (нет)

 Рефлексия

 

Д/з: Параграф 63, упр. 480 или выписать из учебника истории 5-6 предложений с порядковыми числительными.

свернуть

Тестовая работа на знание содержания текста романа «Война и мир» (4 варианта)

1 вариант

  1. На ком князь Василий Курагин надеется женить своего сына Анатоля? А) на Марье Болконской б) на мадемуазель Бурьен в) на Наташе Ростовой г) на Вере Ростовой;
  2. Кто из героев советует Пьеру никогда не жениться? А) Андрей Болконский б) князь Василий Курагин в) старый граф Безухов г) Николай Ростов;
  3. С каким животным Пьер Безухов и его приятели забавляются на одной из вечеринок? А) медведь б) собака в) лошадь г) петух;
  4. Кто из героев получает ранение в Аустерлицком сражении и попадает в плен к французам? А) Андрей Болконский б) Пьер Безухов в) Николай Ростов г) Петя Ростов;
  5. Кого Пьер Безухов вызывает на дуэль из-за ревности? А) Андрея Болконского б) Фёдора Долохова в) Николая Ростова г) Анатоля Курагина;
  6. Где происходит знакомство Пьера с его благодетелем-масоном? А) на балу у Йогеля б) на обеде в Английском клубе в) на станции в Торжке г) на скачках в Петербурге;
  7. Какую икону принесли для служения молебна на позиции русских солдат? А) Иверской Божией матери б) Николая Чудотворца в) Владимирской Божией матери г) Казанской Божией матери;
  8. Где находился Пьер в разгар Бородинского сражения? А) с полком Болконского б) в арьергарде русского войска в) в батарее Тушина г) в батарее Раевского;
  9. В чем заключается смысл образа Платона Каратаева? А) он символизирует боевой дух солдат русской армии б) он помогает внутренне переродиться Пьеру Безухову в) он символизирует безграничную ненависть к французам г) он помогает Николаю Ростову в трудную минуту выжить духом;
  10. Кто, по мнению Толстого, является основной движущей силой исторических событий? А) главнокомандующие армии б) император и чиновники в) человеческие массы, народ г) дипломаты.

 

 2 вариант

  1. Как зовут жену Андрея Болконского? А) Наташа б) Марья в) Жюли г) Лиза;
  2. В каком месте хранит старый граф Безухов своё завещание? А) в сейфе за картиной б) в портфеле под подушкой в) в сундуке на чердаке г) на полке за книгами;
  3. О ком из героев следующие слова: «..жил в Москве с старушкой-матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат»? а) о Пьере Безухове б) об Анатоле Курагине в) об Андрее Болконском  г) о Фёдоре Долохове;
  4. Как называется имение Андрея Болконского, которое он обустраивает для себя? А) Отрадное б) Лысые Горы в) Богучарово г) Сокольники
  5. Почему Пьер задумал убить Наполеона? А) Пьер хотел славы, а убийца Наполеон стал бы известен на всю Европу б) Он провёл сложные вычисления и понял, что остановить Бонапарта – его высшая миссия в) то, что Безухову нужно убить Бонапарта, ему внушили масоны г) Пьеру приснился вещий сон;
  6. События какого года описывает 3 том романа? А) 1811 б) 1807 в) 1812 г) 1805
  7. О ком из героев идёт речь: «Он презирал в войне знание и ум и знал что-то другое, что должно было решить дело»? а) об Андрее Болконском б) о Багратионе в) о Денисове г) о Кутузове
  8. Где находится Наполеон, рассматривая расстилающуюся перед ним Москву и думая о том, что свершилась его давнишнее, казавшееся невозможным желание, что этот великий город лежит у его ног? А) на Поклонной горе б) на Воробьёвых горах в) на Сущёвском валу г) на Боровицком холму
  9. Кому из героев приснилось, что к нему пришла собственная смерть и он вскоре после этого умер? А) Анатолю Курагину б) Андрею Болконскому в) Пете Ростову г) Платону Каратаеву;
  10. Кто из героев был уверен, что в России скоро будет переворот? А) Николай Ростов б) Пьер Безухов в) Василий Денисов г) Пётр Шиншин

 

3 вариант

  1. Кто из героев в начале романа приезжает в Россию после 10 лет жизни за границей? А) Андрей Болконский б) Николай Ростов в) Пьер Безухов г) Борис Друбецкой;
  2. Что госпожа Ахросимова дарит Наташе Ростовой в честь её именин? А) книгу б) брошку в) образок г) серёжки;
  3. Кто из героев в начале романа, в 1805 году, служит в свите Кутузова в качестве его адъютанта? А) Пьер Безухов б) Николай Ростов в) Андрей Болконский г) Петя Ростов;
  4. Как зовут хитрого и бойкого слугу гусара Денисова? А) Митенька б) Лаврушка в) Петрушка г) Гаврилушка;
  5. В романе подробно описывается, как одна из семей отправляется на охоту (том 2, часть 4). О какой из семей идет речь? А) семья Болконских б) семья Курагиных в) семья Ростовых г) семья Друбецких;
  6. Кому из героев принадлежат слова и о ком в них идёт речь: «война моё ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками»? а) слова Наполеона об Александре1 б) слова Кутузова об Александре1 в) слова Кутузова о Наполеоне г) слова Наполеона об австрийском императоре;
  7. При каких обстоятельствах Наташа и Андрей встретились после Бородинского сражения? А) Болконский оказался среди раненых, которых Ростовы взяли с собой, уезжая из Москвы; б) Андрей и Наташа встретились в госпитале, когда девушка делала перевязки солдатам; в) раненый Болконский находился в доме у Пьера, и Наташа, узнав об этом, сама приехала к нему; г) Ростовы, уезжая из Москвы, остановились на том же постоялом дворе, что и Андрей;
  8. О ком из героев идет речь: «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому»? а) о Наташе б) о Марье в) о Вере г) о Соне;
  9. Кому принадлежат слова: «Выпроводим гостей, отдохнём тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди..» а) Платону Каратаеву б) Тихону Щербатому в) Кутузову г) Николаю Ростову;
  10. О чём думал Николенька, проснувшись после сна, в котором видел Пьера, Николая и своего отца Андрея? А) о том, что будет много учиться и станет умнейшим человеком России б) о том, что хотел бы стать священником и проповедовать любовь и мир в) о том, что всегда буде прислушиваться к советам Пьера г) о том, что в будущем добьётся всего, чем был бы доволен его отец

 

4 вариант

  1. С кем происходит первый поцелуй Наташи Ростовой? А) с Андреем Болконским б) с Пьером Безуховым в) с Анатолем Курагиным г) с Борисом Друбецким;
  2. В кого влюблён Николай Ростов в начале романа? А) в Элен Курагину б) в Марью Болконскую в) в мадемуазель Бурьен г) в Соню;
  3. Графиня Ростова дарит своей подруге Анне Друбецкой деньги, чтобы та могла сшить: а) платье для бала б) мундир для сына в) новые шторы в дом г) шубу для матери;
  4. Какую фамилию носит старик-масон, которого Пьер называет своим благодетелем? А) Каратаев б) Денисов в) Тушин г) Баздеев;
  5. Кому Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму (43 тысячи рублей)? А) Пьеру Безухову б) Долохову в) Борису Друбецкому г) Ипполиту Курагину;
  6. В одной из изб в Филях Кутузов и остальные генералы ждут Бенигсена, который… Что делал Бенигсен? А) доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиций б) задерживался, обсуждая с Александром будущее Москвы в) осматривал раненых в битве солдат г) сосредоточенно осматривал карту сражений;
  7. Чья это характеристика: он умеет делать всё исправно и легко; он без труда достаёт воду, раскладывая костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает деревянную посуду; однако основным занятием этого героя, конечно же, является военное дело? А) Тихона Щербатого б) Платона Каратаева в) старосты Дрона г) дьячка, помогавшего Пете Ростову на площади возле Успенского собора?
  8. В какой период времени происходят события, описанные в эпилоге «Войны и мира»? а) 1819-1820 б) 1818-1820 в) 1819-1821 г) 1818-1822;
  9. Почему Николаю Ростову пришлось уйти в отставку и поступить на статскую службу? А) командир Николая узнал, что Ростов стрелялся на дуэли и попросил его уйти в отставку, пока Николая не разжаловали б) Николаю предложили очень выгодную в денежном плане должность, и он не смог отказаться от неё в) после смерти графа Ростова финансовое положение Ростовых сильно ухудшилось г) Александр расформировал действующую русскую армию;
  10. Где поселилась семья Ростовых после свадьбы Николая и Марьи? А) в Богучарове б) в Отрадном в) в Лысых горах г) в Воронеже
свернуть

Итоговый тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» X класс

1 ВАРИАНТ

  1. Р. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради: а) семьи Мармеладовых, б) матери и сестры; в) оправдания своей теории;
  2. Определите, портрет какой героини приводится: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.. выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»: а) Дуня Раскольникова; б) Соня Мармеладова; в) девушка на мосту;
  3. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»? а) в Свидригайлове; б) в Лебезятникове; в) в Лужине.
  4. Кому принадлежат комнаты?

 

А) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая.. походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый..; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

1) Алёне Ивановне

Б) Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы .. туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

2) Соне

В) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…

3) Раскольникову

  1. С какого момента начинается наказание Раскольникова? А) до убийства; б) после убийства; в) на каторге;
  2. Кто из героев романа юристы по профессии? А) Порфирий Петрович; б) Заметов; в) Лужин;
  3. Почему после совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони? А) она тоже «преступила» нормы человеческой морали; б) она не выдаст его; в) она сможет понять Раскольникова; г) ему больше не к кому идти;
  4. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом А) убитой им старухи-процентщицы; б) умирающей Катерины Ивановны; в) доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой; г) умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны;
  5. В конце романа Свидригайлов а) женился на Соне Мармеладовой; б) умер от тяжёлой болезни; в) уехал в Америку; г) застрелился;
  6. Режиссёр фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым всё дозволено». А) Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя? Б) вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова – «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?

 

2 вариант

  1. Теория «целых кафтанов» принадлежит: а) Раскольникову; б) Лебезятникову; в) Лужину; г) Свидригайлову;
  2. Определите, портрет какого героя приводится: «Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове.. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое»: а) Замётов; б) Разумихин; в) Лужин; г) Порфирий Петрович.
  3. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»? а) Дмитрий Прокофьевич; б) Порфирий Петрович; в) Петр Петрович.
  4. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о: А) Давиде и Голиафе; б) великом потопе; в) воскресении Лазаря; г) сотворении мира;
  5. О ком идёт речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он.. чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…» а) Раскольников и Софья Семёновна; б) Свидригайлов и Марфа Петровна; в) Разумихин и Авдотья Романовна.
  6. Согласно теории Лужина, а) жениться нужно в преклонном возрасте; б) все люди делятся на два сорта: умных и глупых; в) всё на свете основано на личном интересе; г) главное в жизни человека – любовь и милосердие.
  7. Как Порфирий догадывается, что Раскольников и есть убийца? А) он сопоставляет смысл статьи Раскольникова и рассказ Замётова; б) Раскольников сам признаётся следователю; в) его выдают Свидригайлов и Миколка; г) против Раскольникова говорят все улики.
  8. Как можно интерпретировать значение сна Раскольникова о трихинах? А) это символ его отказа о прежних убеждений; б) это аллегория на его «заражение» губительной идеей о неравенстве людей; в) это его самооправдание за преступление.
  9. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я .. поклонился», - как-то дико произнёс он»: а) «всем страдающим женщинам»; б) «всему страдающему человечеству»; в) «всем обиженным».
  10. Писатель Д.С. Мережковский считал, что в «Преступлении и наказании» Достоевский «ставит вопрос»: «Спасёт ли пролитая кровь?». А) Можете вы согласиться с тем, что такой вопрос поставлен Достоевским? Аргументируйте свой ответ. Б) О каком, на ваш взгляд, спасении может идти речь в связи с романом «Преступление и наказание»?
свернуть