Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников (2021-2024)
Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в 2022/2023 учебном году
05.09.2022Название этапа: «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих классов».
Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся третьих классов.
Задачи этапа:
- внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся третьего года обучения;
- создавать условия для использования несплошных текстов при обучении в третьем классе по учебным предметам: математика, русский (белорусский) язык, русская (белорусская) литература, «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- организовать деятельность по повышению уровня произвольного внимания учащихся;
- оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Формы представления результатов инновационной деятельности |
1. |
Заседание педагогического совета «Основные направления работы гимназии в 2022//2023 учебном году. |
Август |
Директор Граничный Р.И. |
Выписка из протокола педсовета, приказ на основании решения педсовета |
2. |
Издание приказа об организации инновационной деятельности |
Август |
Директор Граничный Р.И. |
Приказ |
3. |
Утверждение функциональных обязанностей участников инновационного проекта. |
Август |
Директор Граничный Р.И., заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Приказ, функциональные обязанности участников инновационного проекта |
4. |
Составление календарного плана инновационной деятельности |
Сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Календарный план |
5. |
Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности. |
Сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Материалы официального сайта учреждения образования, электронного ресурса Министерства образования РБ |
6. |
Стартовая диагностика навыка чтения |
Сентябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов стартовой диагностики навыков чтения |
7. |
Стартовая диагностика уровня внимания |
Сентябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов стартовой диагностики уровня внимания |
8. |
Стартовая диагностика функциональной грамотности |
Октябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов стартовой диагностики функциональной грамотности |
9. |
Заседание временной творческой группы |
1 раз в четверть |
Вавренчук Н.А. |
Протокол заседания ВТГ |
10. |
Ведение дневников педагогов-инноваторов участниками инновационного проекта. |
В течение учебного года |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Дневники участников проекта |
11. |
Предоставление информации о ходе реализации инновационного проекта в ИССИД |
В течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Материалы инновационной деятельности |
12. |
Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности. |
В течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
График консультаций |
13. |
Участие заместителей директоров в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта |
1 раз в четверть в течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,
|
Рекомендации, памятки, схемы ведения документации |
14. |
Организация информационно-просветительской работы с учащимися и их родителями по использованию методики формирования функциональной грамотности младших школьников средствами технологии многомерного чтения. |
В течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,
|
Протоколы родительских собраний, памятки для родителей и учащихся |
15. |
Панорама открытых уроков по технологии многомерного чтения |
Февраль |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Дидактические материалы занятия |
16. |
Проведение занятий по технологии многомерного чтения для учителей |
В течение учебного года |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Дидактические материалы занятия |
17. |
Проведение итоговой диагностики техники чтения |
Апрель |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов итоговой диагностики техники чтения |
18. |
Проведение итоговой диагностики уровня внимания |
Апрель |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов итоговой диагностики уровня внимания |
19. |
Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности |
Май |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов итоговой диагностики функциональной грамотности |
20. |
Проведение анкетирования участников инновационной деятельности |
Апрель |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Результаты анкетирования |
21. |
Анализ промежуточных результатов инновационной деятельности на совещании при директоре учреждения образования. |
Май |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Аналитическая информация |
22. |
Организация мероприятий с учащимися в рамках проектной деятельности
|
В течение учебного года
|
Участники проекта |
Проекты, сценарии мероприятий |
23. |
Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта» |
Май |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Справка |
24. |
Анализ результатов инновационной деятельности за 2022/2023 учебный год на заседании педагогического совета. |
Май |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Выписка из протокола заседания педагогического совета |
25. |
Участие учителей-инноваторов в республиканском обучающем семинаре |
Июнь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Методические и дидактические материалы семинара |
Информационная характеристика проекта
Полное название (тема) инновационного проекта:
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»
Разработчик проекта:
Томашевская Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Бреста»,
тел.: +375336283252,
e-mail: nanitobrest2020@gmail.com
Научные консультанты проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285, e-mail: svetgin@mail.ru
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент; +375291197968, e-mail: nkapshaj@gmail.com
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375297894202, e-mail: m.dobrodushenko@mail.ru
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.
Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.
Цели и задачи инновационной деятельности
Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.
Участники инновационного проекта
Целевая аудитория: учащиеся параллели II классов (2021/2022 учебный год), учащиеся параллели III классов (2022/2023 учебный год), учащиеся параллели IV классов (2023/2024 учебный год).
Количество классов - 2.
Количество учащихся - 50.
Участники инновационного проекта:
Томашевская Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе, высшая квалификационная категория;
Марчук Елена Григорьевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, тема педагогического исследования «Использование элементов технологии многомерного чтения на уроках русской литературы на I ступени среднего образования», формы трансляции инновационного педагогического опыта: открытые мероприятия, семинары, заседания УМО, размещение информации на сайте школы;
Басалай Анастасия Александровна, учитель начальных классов, II квалификационная категория, тема педагогического «Использование элементов технологии многомерного чтения на уроках русской литературы на I ступени среднего образования», формы трансляции инновационного педагогического опыта: открытые мероприятия, семинары, заседания УМО, размещение информации на сайте школы.
Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в 2021/2022 учебном году
Название этапа: «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов».
Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся вторых классов.
Задачи этапа:
- организовать деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов по теме формирования функциональной грамотности учащихся;
- внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь в образовательный процесс учащихся второго года обучения;
- создавать условия для использования несплошных текстов на уроках по учебных предметам «Математика», «Человек и мир»;
- оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся вторых классов.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Формы представления результатов инновационной деятельности |
1 |
Заседание педагогического совета «Основные направления работы гимназии в 2021//2022 учебном году. |
Август |
Директор Граничный Р.И. |
Выписка из протокола педсовета, приказ на основании решения педсовета |
2 |
Издание приказа об организации инновационной деятельности |
Сентябрь |
Директор Граничный Р.И. |
Приказ |
3 |
Утверждение функциональных обязанностей участников инновационного проекта. |
Сентябрь |
Директор Граничный Р.И., заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Приказ, функциональные обязанности участников инновационного проекта |
4 |
Составление календарного плана инновационной деятельности |
Сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Календарный план |
5 |
Корректировка календарного плана инновационной деятельности с консультантом проекта
|
Сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Рекомендации консультанта по корректировке календарного плана |
6 |
Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности. |
Сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Материалы официального сайта учреждения образования, электронного ресурса Министерства образования РБ |
7 |
Стартовая диагностика навыка чтения |
Сентябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов стартовой диагностики навыков чтения |
8 |
Стартовая диагностика функциональной грамотности |
Октябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов стартовой диагностики функциональной грамотности |
9 |
Промежуточная диагностика навыка чтения |
Октябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов промежуточной диагностики навыков чтения |
10 |
Проведение зачетных работ по математике и русскому языку за первую четверть |
Октябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов зачётных работ |
11 |
Проведение проверочной работы по учебному предмету «Человек и мир» |
Октябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов проверочной работы |
12 |
Определение группы учащихся для проведения занятий по технологии многомерного чтения |
Октябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Список учащихся |
13 |
Заседание МО по теме «Проблема формирования функциональной грамотности учащихся» |
Ноябрь |
Вавренчук Н.А. |
Протокол заседания МО |
14 |
Ведение дневников педагогов-инноваторов участниками инновационного проекта. |
В течение учебного года |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Дневники участников проекта |
15 |
Размещение материалов инновационной деятельности на электронном ресурсе Министерства образования РБ |
1 раз в месяц в течение учебного года |
Пырх А.П. |
Материалы инновационной деятельности |
16 |
Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности. |
В течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
График консультаций |
17 |
Организация изучения литературы по теме инновационного проекта. |
В течение учебного года |
Участники проекта |
Реферативный обзор источников по проблеме |
18 |
Проведение постоянно действующего семинара «Инновационная компетентность педагога как средство и условие эффективной реализации инновационного проекта» |
Октябрь, март |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Методические и дидактические материалы семинара |
19 |
Участие учителей-инноваторов в республиканском обучающем семинаре |
Ноябрь |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Методические и дидактические материалы семинара |
20 |
Участие заместителей директоров в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта |
1 раз в четверть в течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,
|
Рекомендации,, памятки, схемы ведения документации |
21 |
Организация информационно-просветительской работы с учащимися и их родителями по использованию методики формирования функциональной грамотности младших школьников средствами технологии многомерного чтения. |
В течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,
|
Протоколы родительских собраний, памятки для родителей и учащихся |
22 |
Проведение занятий по технологии многомерного чтения |
Ноябрь - май |
Басалай А.А., Марчук Е.Г., Вавренчук Н.А., Смирнова Е.Г. |
Дидактические материалы занятий |
23 |
Обсуждение хода реализации инновационного проекта на заседаниях методического совета. |
Январь, май |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Протокол заседания методического совета |
24 |
Проведение открытого занятия по технологии многомерного чтения для учителей |
Март |
Марчук Е.Г. |
Дидактические материалы занятия |
25 |
Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности |
Апрель |
Басалай А.А., Марчук Е.Г. |
Таблица результатов итоговой диагностики функциональной грамотности |
26 |
Проведение анкетирования участников инновационной деятельности |
Апрель |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Результаты анкетирования |
27 |
Анализ промежуточных результатов инновационной деятельности на совещании при директоре учреждения образования. |
Апрель |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Аналитическая информация |
28 |
Организация мероприятий с учащимися в рамках проектной деятельности: - Конкурс “Умники и умницы - Игра “Почемучки” - Брейн-ринг “Хочу всё знать” - Читательский баттл
|
В течение учебного года
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель |
Участники проекта |
Проекты, сценарии мероприятий |
29 |
Анкетирование учащихся “Мои предпоЧтения” |
Апрель |
Учителя II классов |
Анализ результатов |
30 |
Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта» |
Апрель |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Справка |
31 |
Анализ результатов инновационной деятельности за 2021/2022 учебный год на заседании педагогического совета. |
Май |
Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н. |
Выписка из протокола заседания педагогического совета |