Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников (2021-2024)

Календарный план реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году

04.09.2023

 

Календарный план   реализации инновационного проекта

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

 на 2023/2024 учебный год

 

Название этапа: «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся четвертых классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся четвертых классов.

Задачи этапа:

  • внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся четвертого года обучения;
  • создавать условия для использования несплошных текстов на учебных занятиях;
  • организовать деятельность по повышению уровня логического мышления учащихся;
  • оценить эффективность инновационной деятельности.

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы предоставления результатов инновацион-ной деятельности

1.      

Заседание педагогического совета «Основные

направления работы гимназии в 2023/2024

учебном году.

Август

Директор Граничный Р.И.

Выписка из протокола педсовета, приказ на основании решения педсовета

2.      

Издание приказа о продолжении  инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году.

Август

 

Директор Граничный Р.И.

Приказ

3.      

Составление календарного плана инновационной деятельности

Сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Календарный план

4.      

Стартовая диагностика познавательных интересов, автор А.А. Асмолов

Сентябрь

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

5.      

Стартовая диагностика уровня ценностных ориентаций, автор Н.Е.Щуркова.

Сентябрь

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

6.      

Стартовая диагностика уровня логического мышления , автор Р. Амтхауэр.

Сентябрь

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

7.      

Участие в ZOOM – совещаниях с консультантами инновационного проекта

В течение года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Материалы совещаний

8.      

Продолжение работы по темам самообразования

В течение года

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Материалы выступлений

9.      

Стартовая диагностики уровня функциональной грамотности учащихся четвертых классов

Октябрь

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

10.  

Олимпиада по функциональной грамотности

Октябрь,

декабрь

Председатель УМО учителей. Реализующих обр

Результаты участия

 

11.  

Педагогический совет «Эффективные приемы и способы формирования и развития функциональной грамотности учащихся»

Ноябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Выписка протокола заседания педсовета

12.  

Ведение дневников педагогов-инноваторов участниками инновационного проекта.

В течение учебного года

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Дневники участников проекта

13.  

Предоставление информации о ходе реализации инновационного проекта в ИССИД

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Материалы инновационной деятельности

14.  

Организация информационно-просветительской работы с учащимися и их родителями по использованию методики формирования функциональной грамотности младших школьников  средствами технологии многомерного чтения.

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

 

Протоколы родительских собраний, памятки для родителей и учащихся

15.  

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности.

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

График консультаций

16.  

Проведение занятий по технологии многомерного чтения

В течение учебного года

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Планы-конспекты учебных занятий

17.  

Организация мероприятий с учащимися в рамках проектной деятельности

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

Участники проекта

Проекты, сценарии мероприятий

18.  

Организация и проведение дней самообразования.

1 раз в четверть

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Дидактические материалы

19.  

Панорама открытых уроков по технологии многомерного чтения

Февраль

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Дидактические материалы занятия

20.  

Диагностика сформированности учебной деятельности

Февраль

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

21.  

Диагностика уровня воспитанности учащихся

Февраль

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

22.  

Проведение итоговых мероприятий по демонстрации и трансляции инновационного опыта

Сроки по согласованию с консультантом проекта

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Материалы выступления

23.  

Комплексная работа по учебным предметам: «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Человек и мир»

Март

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Результаты комплексной работы

24.  

Итоговая диагностика уровня ценностных ориентаций, автор А.А. Асмолов

Апрель

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

25.  

Итоговая диагностика уровня логического мышления, автор Н.Е.Щуркова.

Апрель

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

26.  

Итоговая диагностика уровня логического мышления , автор Р. Амтхауэр.

Апрель

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

27.  

Итоговая диагностика уровня фукнциональной грамотности учащихся четвертых  классов

Май

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

28.  

Диагностика учебных предпочтений учащихся

Май

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

29.  

Диагностика познавательной активности учащихся

Май

Басалай А.А., Марчук Е.Г.

Результаты диагностики

30.  

Олимпиада по функциональной грамотности, республиканский этап

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Результаты участия

31.  

Проведение анкетирования участников инновационной деятельности

Апрель

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Результаты анкетирования

32.  

Подготовка и написание справки «Об итоговых результатах реализации инновационного проекта»

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Справка

33.  

Анализ результатов инновационной деятельности за 2023/2024 учебный год на заседании педагогического совета.

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Выписка из протокола  заседания педагогического совета

34.  

Участие учителей-инноваторов в итоговом республиканском семинаре.

Июнь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Методические и дидактические материалы семинара

 

Заместитель директора                                                Н.Н.Томашевская

по учебной работе

свернуть

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в 2022/2023 учебном году

05.09.2022

Название этапа: «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Задачи этапа:

  • внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся третьего года обучения;
  • создавать условия для использования несплошных текстов при обучении в третьем классе по учебным предметам: математика, русский (белорусский) язык, русская (белорусская) литература, «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • организовать деятельность по повышению уровня произвольного внимания учащихся;
  • оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы представления результатов инновационной деятельности

1.      

Заседание педагогического совета «Основные

направления работы гимназии в 2022//2023

учебном году.

Август

Директор Граничный Р.И.

Выписка из протокола педсовета, приказ на основании решения педсовета

2.      

Издание приказа об организации инновационной деятельности

Август

Директор Граничный Р.И.

Приказ

3.      

Утверждение функциональных обязанностей участников инновационного проекта.

Август

Директор Граничный Р.И.,

заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Приказ,

функциональные обязанности участников инновационного проекта

4.      

Составление календарного плана инновационной деятельности

Сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Календарный план

5.      

Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности.

Сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Материалы официального сайта учреждения образования, электронного ресурса Министерства образования РБ

6.      

Стартовая диагностика навыка чтения

Сентябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов стартовой диагностики навыков чтения

7.      

Стартовая диагностика уровня внимания

Сентябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов стартовой диагностики уровня внимания

8.      

Стартовая диагностика функциональной грамотности

Октябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов стартовой диагностики функциональной грамотности

9.      

Заседание временной творческой группы

1 раз в четверть

Вавренчук Н.А.

Протокол заседания ВТГ

10.            

Ведение дневников педагогов-инноваторов участниками инновационного проекта.

В течение учебного года

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Дневники участников проекта

11.            

Предоставление информации о ходе реализации инновационного проекта в ИССИД

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Материалы инновационной деятельности

12.            

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности.

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

График консультаций

13.            

Участие заместителей директоров в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта

1 раз в четверть в течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,

 

Рекомендации, памятки, схемы ведения

документации

14.            

Организация информационно-просветительской работы с учащимися и их родителями по использованию методики формирования функциональной грамотности младших школьников  средствами технологии многомерного чтения.

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,

 

Протоколы родительских собраний, памятки для родителей и учащихся

15.            

Панорама открытых уроков по технологии многомерного чтения

Февраль

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Дидактические материалы занятия

16.            

Проведение  занятий по технологии многомерного чтения для учителей

В течение учебного года

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Дидактические материалы занятия

17.            

Проведение итоговой диагностики техники чтения

Апрель

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов итоговой диагностики техники чтения

18.            

Проведение итоговой диагностики уровня внимания

Апрель

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов итоговой диагностики уровня внимания

19.            

Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности

Май

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов итоговой диагностики функциональной грамотности

20.            

Проведение анкетирования участников инновационной деятельности

Апрель

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Результаты анкетирования

21.            

Анализ промежуточных результатов инновационной деятельности на совещании при директоре учреждения образования.

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Аналитическая информация

22.            

Организация мероприятий с учащимися в рамках проектной деятельности

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

Участники проекта

Проекты, сценарии мероприятий

23.            

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта»

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Справка

24.            

Анализ результатов инновационной деятельности за 2022/2023 учебный год на заседании педагогического совета.

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Выписка из протокола  заседания педагогического совета

25.            

Участие учителей-инноваторов в республиканском обучающем семинаре

Июнь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Методические и дидактические материалы семинара

свернуть

Информационная характеристика проекта

Полное название (тема) инновационного  проекта:  

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

      

Разработчик проекта:

Томашевская Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе государственного  учреждения образования «Гимназия № 2 г. Бреста»,

тел.: +375336283252,

e-mail: nanitobrest2020@gmail.com                                     

 

Научные консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285,  e-mail: svetgin@mail.ru  

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент; +375291197968, e-mail: nkapshaj@gmail.com

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375297894202, e-mail: m.dobrodushenko@mail.ru

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.

Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.

Цели и задачи инновационной деятельности

Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;

оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;

разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.

свернуть

Участники инновационного проекта

Целевая аудитория: учащиеся параллели II классов (2021/2022 учебный год), учащиеся параллели III классов (2022/2023 учебный год), учащиеся параллели IV классов (2023/2024 учебный год). 

Количество классов - 2. 

Количество учащихся - 50. 

Участники инновационного проекта:

Томашевская Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе, высшая квалификационная категория;

Марчук Елена Григорьевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, тема педагогического исследования «Использование элементов технологии многомерного чтения на уроках русской литературы на I ступени среднего образования», формы трансляции инновационного педагогического опыта: открытые мероприятия, семинары, заседания УМО, размещение информации на сайте школы;

Басалай Анастасия Александровна, учитель начальных классов, II квалификационная категория, тема педагогического «Использование элементов технологии многомерного чтения на уроках русской литературы на I ступени среднего образования», формы трансляции инновационного педагогического опыта: открытые мероприятия, семинары, заседания УМО, размещение информации на сайте школы.

свернуть

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в 2021/2022 учебном году

Название этапа: «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся вторых классов.

Задачи этапа:

- организовать деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов по теме формирования функциональной грамотности учащихся;

- внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь в образовательный процесс учащихся второго года обучения;

- создавать условия для использования несплошных текстов на уроках по учебных предметам «Математика», «Человек и мир»;

- оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся вторых классов.

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы представления результатов инновационной деятельности

1

Заседание педагогического совета «Основные

направления работы гимназии в 2021//2022

учебном году.

Август

Директор Граничный Р.И.

Выписка из протокола педсовета, приказ на основании решения педсовета

2

Издание приказа об организации инновационной деятельности

Сентябрь

Директор Граничный Р.И.

Приказ

3

Утверждение функциональных обязанностей участников инновационного проекта.

Сентябрь

Директор Граничный Р.И.,

заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Приказ,

функциональные обязанности участников инновационного проекта

4

Составление календарного плана инновационной деятельности

Сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Календарный план

5

Корректировка календарного плана

инновационной деятельности с консультантом проекта

 

Сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Рекомендации

консультанта по корректировке календарного плана

6

Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности.

Сентябрь

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Материалы официального сайта учреждения образования, электронного ресурса Министерства образования РБ

7

Стартовая диагностика навыка чтения

Сентябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов стартовой диагностики навыков чтения

8

Стартовая диагностика функциональной грамотности

Октябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов стартовой диагностики функциональной грамотности

9

Промежуточная диагностика навыка чтения

Октябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов промежуточной диагностики навыков чтения

10

Проведение зачетных работ по математике и русскому языку за первую четверть

Октябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов зачётных работ

11

Проведение проверочной работы по учебному предмету «Человек и мир»

Октябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов проверочной работы

12

Определение группы учащихся для проведения занятий по технологии многомерного чтения

Октябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Список учащихся

13

Заседание МО по теме «Проблема формирования функциональной грамотности учащихся»

Ноябрь

Вавренчук Н.А.

Протокол заседания МО

14

Ведение дневников педагогов-инноваторов участниками инновационного проекта.

В течение учебного года

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Дневники участников проекта

15

Размещение материалов инновационной деятельности на электронном ресурсе Министерства образования РБ

1 раз в месяц в течение учебного года

Пырх А.П.

Материалы инновационной деятельности

16

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности.

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

График консультаций

17

Организация изучения литературы по теме инновационного проекта.

В течение учебного года

Участники проекта

Реферативный обзор источников по проблеме

18

Проведение постоянно действующего семинара «Инновационная компетентность педагога как средство и условие эффективной реализации инновационного проекта»

Октябрь, март

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Методические и дидактические материалы семинара

19

Участие учителей-инноваторов в республиканском обучающем семинаре

Ноябрь

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Методические и дидактические материалы семинара

20

Участие заместителей директоров в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта

1 раз в четверть в течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,

 

Рекомендации,, памятки, схемы ведения

документации

21

Организация информационно-просветительской работы с учащимися и их родителями по использованию методики формирования функциональной грамотности младших школьников  средствами технологии многомерного чтения.

В течение учебного года

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.,

 

Протоколы родительских собраний, памятки для родителей и учащихся

22

Проведение занятий по технологии многомерного чтения

Ноябрь -  май

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.,

Вавренчук Н.А.,

Смирнова Е.Г.

Дидактические материалы занятий

23

Обсуждение хода реализации инновационного проекта на заседаниях методического совета.

Январь, май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Протокол заседания методического совета

24

Проведение открытого занятия по технологии многомерного чтения для учителей

Март

Марчук Е.Г.

Дидактические материалы занятия

25

Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности

Апрель

Басалай А.А.,

Марчук Е.Г.

Таблица результатов итоговой диагностики функциональной грамотности

26

Проведение анкетирования участников инновационной деятельности

Апрель

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Результаты анкетирования

27

Анализ промежуточных результатов инновационной деятельности на совещании при директоре учреждения образования.

Апрель

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Аналитическая информация

28

Организация мероприятий с учащимися в рамках проектной деятельности:

-         Конкурс “Умники и умницы

-         Игра “Почемучки”

-         Брейн-ринг “Хочу всё знать”

-         Читательский баттл

 

В течение учебного года

 

 

 

 

Октябрь

 

Декабрь

 

 

Февраль

 

Апрель

Участники проекта

Проекты, сценарии мероприятий

29

Анкетирование учащихся “Мои предпоЧтения”

Апрель

Учителя II классов

Анализ результатов

30

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта»

Апрель

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Справка

31

Анализ результатов инновационной деятельности за 2021/2022 учебный год на заседании педагогического совета.

Май

Заместитель директора по учебной работе Томашевская Н.Н.

Выписка из протокола  заседания педагогического совета

свернуть