Республиканский образовательный проект "Зелёные школы"
Календарный план реализации проекта в 2023/2024 учебном году
04.09.2023Календарный план реализации
образовательного проекта «Зелёные школы»
на 2023/2024 учебный год
Проект "Зеленые школы" - комплексный образовательный проект, направленный на формирование у детей ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодежи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.
Цель проекта: формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.
Задачи проекта:
Образовательные:
актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
расширять представления о взаимосвязях живой и неживой природы, необходимости бережного ее использования; формировать представления о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
совершенствовать умения и навыки в разнообразной деятельности в природе и в быту (проводить наблюдения, измерения, исследования);
формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и обучающегося поведения.
Воспитательные:
вовлекать обучающихся и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к ее ресурсам;
воспитывать чувство ответственности за последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
формировать желание сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
Развивающие:
создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей обучающихся;
развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать опыт совместной деятельности, взаимопомощи;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
развивать навыки здорового образа жизни.
Реализация проекта «Зеленые школы» осуществляется по пяти направлениям:
- Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования и способов его сохранения и увеличения.
- Энергосбережение– изучение структуры энергопотребления в учреждении дошкольного образования и дома и способов его сокращения.
- Водосбережение– изучение направлений использования воды в учреждении дошкольного образования и дома и освоение способов ее сбережения.
- Обращение с отходами– анализ источников появления отходов, определение способов их минимизации, освоение приемов раздельного сбора мусора.
- Информационно-экологические мероприятия– реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование местного сообщества об экологических проблемах конкретной местности.
Направление 1. «Биоразнообразие»
Цель: изучение биоразнообразия на пришкольной территории
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Целевая группа |
Ответственный пед.работник |
Содержание задания |
1. |
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории |
сентябрь
апрель
|
1-3 классы
5-8 классы |
Басалай А.А.
Коновалова С.В. |
1.Создать картосхему пришкольного участка.
2.Изучить разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.
3.Обозначить местонахождение не менее 10 видов травянистых растений на картосхеме.
4.Разместить рядом с картосхемой изображения каждого вида травянистых растений.
5.Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занести в он-лайн базу данных florafauna.by
6.Фотоотчёт разместить на сайте гимназии.
|
2. |
Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории |
сентябрь
май
|
6,8 классы
9 классы |
Курчак И.Ю.
Курчак И.Ю.
|
1.Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории.
2.Обозначить местонахождение всех аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме пришкольного участка. 3.Разместить рядом с картосхемой изображения каждого вида деревьев и кустарников.
4.Информацию о разнообразии деревьев и кустарников занести в он-лайн базу данных florafauna.by
5. Фотоотчёт разместить на сайте гимназии.
|
3. |
Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории |
в течении года |
1-3 классы
5-8 классы
|
Басалай А.А.
Курчак И.Ю. Коновалова С.В.
|
1.Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории.
2.Обозначить месте наблюдения не менее 10 видов птиц на картосхеме пришкольной территории.
3.Разместить изображения каждого вида птиц рядом с картосхемой.
4.Информацию о биоразнообразии птиц занести в он-лайн базу данных florafauna.by
5. Фотоотчёт разместить на сайте гимназии.
|
4. |
Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории. |
сентябрь
апрель
|
1-4 классы
8 классы |
Басалай А.А.
Курчак И.Ю.
|
1.Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории. 2. Обозначить места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых на пришкольной территории на картосхеме. 3.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида наземных насекомых. 4. Информацию о биоразнообразии наземных насекомых занести в он-лайн базу данных florafauna.by 5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.
|
5. |
Изготовление и размещение кормушки для птиц, организация регулярной подкормки птиц. |
октябрь-март |
1-11 классы |
Классные руководители 1-11 классов |
1.Составить отчёт о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушку.
2.Информацию о разнообразии птиц занести в он-лайн базу данных florafauna.by
3.Составить отчёт об участии в национальной акции «Зимние учёты птиц».
4. Фотоотчёт разместить на сайте гимназии.
|
6. |
Посадка местных видов деревьев и кустарников на территории гимназии и Брестского лесничества |
ноябрь март |
5-11 классы |
Коновалова С.В. |
1.Посадить саженцы деревьев и кустарников.
2.Разместить на сайте гимназии фотоотчёт. |
Направление 2. «Энергосбережение»
Цель: изучение потребления электроэнергии и тепла дома и в гимназии.
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Целевая группа |
Ответственный пед.работник |
Содержание задания |
1. |
Изучение потребления электроэнергии в гимназии. |
декабрь
май |
8 классы |
Моисеева Е.А. |
1.Изучить потребление электроэнергии в гимназии.
2.Указать на схематическом плане здания гимназии основные приборы, потребляющие энергию, их мощность, режим работы.
3.Разместить на сайте гимназии и на стенде в общедоступном месте информацию о потреблении электроэнергии в гимназии.
|
2. |
Изучение расходования тепла в гимназии. |
декабрь |
10 классы |
Моисеева Е.А. |
1.Изучить расходование тепла в гимназии.
2.Указать места потери тепла на схематическом плане здания гимназии.
3.Разместить на сайте гимназии и на стенде в общедоступном месте информацию о расходовании тепла в гимназии.
|
3. |
Изучение потребления электроэнергии жилого дома. |
февраль |
6,10 классы |
Моисеева Е.А. |
1.Изучить потребление электроэнергии жилого дома.
2.Разрботать и разместить на сайте гимназии памятки по рациональному использованию энергии.
|
Направление 3. «Водосбережение»
Цель: изучение потребления воды в гимназии.
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Целевая группа |
Ответственный пед.работник |
Содержание задания |
1. |
Изучение потребления воды в гимназии. |
октябрь |
8 классы |
Моисеева Е.А. |
1.Изучить потребление потребление воды в гимназии.
2.Разместить на стенде в общедоступном месте схему расположения приборов учёта воды, указать места потребления воды в гимназии, режим их работы.
3.Разместить на сайте гимназии информацию о потреблении воды.
|
2. |
Анализ ситуации по эффективности использования воды в гимназии. План действий по её сбережению |
ноябрь |
8,9 классы |
Моисеева Е.А. |
1.Провести анализ ситуации по эффективности использования воды гимназии.
2.Согласовать план с администрацией гимназии.
3.Разместить план на стенде в общедоступном месте. |
3. |
Изучение потребления воды дома. |
февраль |
7,9,11 классы |
Моисеева Е.А. |
1.Изучить потребление воды дома.
2.Разработать и разместить на сайте гимназии памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома.
|
Направление 4. «Обращение с отходами»
Цель: минимизация объёмов образования отходов в гимназии.
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Целевая группа |
Ответственный пед.работник |
Содержание задания |
1. |
Изучение состава образующихся в гимназии отходов, анализ источников их образования. |
сентябрь октябрь |
7,8,9 классы |
Коновалова С.В. |
1.Изучить состав образующихся отходов.
2.Проанализировать источники их образования.
3.Составить отчёт по итогам изучения, разместить его на сайте гимназии.
|
2. |
Составление плана действий по минимизации объёмов образования отходов в гимназии, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
ноябрь |
9 классы |
Коновалова С.В. |
1.Составить план действий по минимизации объёмов образования отходов в гимназии, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
2.Согласовать план с администрацией гимназии.
|
3. |
Выполнение плана по минимизации объёмов образования отходов в гимназии, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья. Участие в акции «Сохрани дерево – сдай макулатуру»
|
декабрь-май |
1-11 классы |
Коновалова С.В. |
1.Выполнить пункты плана действий по минимизации отходов за год.
2. Принять участие в акции «Сохрани дерево – сдай макулатуру».
3.Составить отчёт и разместить его на сайте гимназии.
|
4. |
Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. |
в течении года |
1-11 классы |
Коновалова С.В. |
1.Изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях.
2.Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.
3.Разместить отчёт на сайте гимназии. |
Направление 5. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: информирование учащихся и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе.
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Целевая группа |
Ответственный пед.работник |
Содержание задания |
1. |
Изготовление наглядного природоохранного информационного материала учащимися. |
январь-март |
1-11 классы |
Басалай А.А. |
1.Подготовить наглядный природоохранный материал.
2.Разработать для населения листовки, призывающие к правильной утилизации бытовых отходов.
3.Разместить плакаты, листовки в общедоступных для населения местах.
4. Фотоотчёт разместить на сайте гимназии.
|
2. |
Проведение информационного экологического мероприятия для местного населения. |
март |
1-11 классы |
Томашевская Н.Н.
|
1.Подготовить сценарий мероприятия.
2.Подготовить выступления учащихся.
3.Пригласить родителей и местное население.
4.Провести мероприятие.
5.Фотоотчёт разместить на сайте гимназии. |
3. |
Постоянная рубрика «Экодайджест» в газете «Гимназический калейдоскоп» |
в течении года |
1-11 классы |
Гельфанд О.Б. |
1. Подготовить выпуски гимназической газеты с периодичностью 1 раз в учебную четверть 2. Разместить печатный вариант газеты в общедоступном месте 3. Разместить выпуски газеты на сайте гимназии |
4. |
Освещение экологических акций в СМИ. |
май |
1-11 классы |
Томашевская Н.Н. |
Подготовить и опубликовать в СМИ статьи о проведении мероприятий экологической направленности. |
Заместитель директора по учебной работе Н.Н. Томашевская