Аттестация

Структура описания опыта

При подготовке к описанию опыта рекомендуем ответить на следующие вопросы:

  • Какие результаты своей деятельности Вы считаете самыми показательными?
  • Как это можно измерить и доказать?
  • Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
  • Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы, набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
  • Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?
  • Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
  • Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
  • Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?
  • Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?
  • Как бы Вы рассказывали о данном опыте своим коллегам?

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сущности опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития,поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д

свернуть

Памятка по обобщению педагогического опыта

Примерная памятка для учителя по обобщению собственного педагогического опыта

(по Н. И. Дереклеевой)

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы:

— планы, конспекты, дидактические пособия;

— сочинения учащихся, их вопросы, ответы;

— свои наблюдения за развитием школьника;

— собственные наблюдения по итогам своей деятельности;

— отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы.

4. Старайтесь формулировать тему своего исследования как можно точнее, конкретнее.

5. Попытайтесь сами определить тему своего обобщения.

6. Учитывайте при этом полезность формы обобщения в вашей непосредственной профессиональной деятельности.

Это могут быть такие формы, как:

— реферат;

— доклад;

— статья;

— научная работа;

— теоретическое сопровождение к методическому планированию и дидактическим материалам (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки).

7. Составьте план обобщения собственного опыта.

8. Тезисно анализируйте результаты выполнения каждого пункта плана.

9. Излагайте в плане факты, подтверждающие, или опровергающие ваши выводы.

10. Работая над текстом описания своего опыта, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия

11. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

12. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

13. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — его результат. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

14. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.), сопроводив их краткими разъяснениями.

15. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по учебно-методической работе.

16. Помните, что обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания учащихся.

 

Алгоритм описания опыта работы учителя

I. Титульный лист

Образец оформления титульного листа: Государственное учреждение образования «Гимназия № 2 г. Бреста»

Тема опыта

Автор опыта: Ф.И.О.,

учитель какого предмета

Брест, 20__

II. Оглавление

С перечнем материалов, включённых в соответствующие разделы, с указанием страниц.

III. Разделы:

Раздел 1. Введение (см. приложение 1)

1. Тема опыта.

2. Актуальность опыта.

3. Предмет исследования.

4. Основная идея опыта.

5. Цель и задачи, на которые ориентирован опыт.

6. Методы, используемые при реализации задач описываемого опыта работы.

7. Новизна опыта.

8. Теоретическая значимость опыта.

9. Практическая значимость опыта.

10. Апробация полученных результатов и выводов.

Раздел 2. Основная часть.(приложение 2)

1. Сущность опыта, его технология.

2. Обобщение и оценка

Раздел 3. Заключение. (приложение 3)

1. Трудоёмкость опыта.

2. Результативность опыта.

3. Эффективность опыта.

4. Этапы дальнейшего пути.

5. Рекомендации к использованию данного опыта.

IV. Библиографический список. (приложение 4)

V. Приложения.(приложение 5)

Приложение №1 к разделу «Введение»

Объём введения должен быть не более 3 страниц компьютерного текста.

1. Название (тема)

Из названия должно быть ясно, какой опыт описывается: опыт управления, опыт изучения темы, опыт проведения урока или серии уроков, методика организации урочных или внеурочных занятий, опыт апробации или разработки технологии обучения и т.п.

2. Актуальность опыта

Любая педагогическая работа должна быть направлена на повышение качества образования учащихся и педагогического мастерства учителей.

Актуальность описываемой работы определяется необходимостью ее использования в учебно-воспитательном процессе в данное время в определенном месте и при определенных условиях для разрешения противоречий между существующими и предлагаемыми путями выхода на новый, более высокий уровень качества образования и работы. Например, актуальность введения в учебный план гимназии спецкурсов по психологии определяется ролью психологических знаний в самоизучении и саморазвитии учащихся и в то же время отсутствием специальных программ, учебников и опыта изучения психологии в школе. Таким образом, в актуальности введения предмета «Психология» в учебный план школы стоит проблема, требующая разрешения, — развитие психологической культуры учащихся.

3. Предметом исследования является процесс формирования определенных знаний и умений учащихся, повышение уровня воспитанности учащихся в ходе организации и проведения специальной работы, например, работы по введению и изучению в школе психологических курсов.

4. Цель работы (исследования, апробации) — это ответ на вопрос, зачем организована и проводится такая работа. Например, зачем вводить предмет психологии в учебный план школы? — Для развития психологической культуры, для создания условий самоизучения и саморазвития учащихся.

Цель определяет средства — составление концепции, программы, организацию семинаров, тренингов и т.п.

5. Основная идея описываемого опыта (проводимого исследования) — основа работы.

Идея определяет используемые формы и методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование, специальные занятия, изучение результатов деятельности. Если основная идея — изучение себя и пространвание траектории индивидуального развития, то большая часть занятий отводится на усвоение основных понятий и самоанализ, на осмысление своей деятельности, на тренинги личностного роста и рефлексивные практикумы и т.п.

Цель и основная идея опыта работы позволяют сформулировать конкретные задачи, например

— разработка программы, подготовка раздаточных материалов;

— разработка и организация учебных занятий с использованием конфетных технологий;

— проверка в ходе опытно-экспериментальной работы результативности и эффективности предлагаемого содержания и опыта его изучения.

Методы, используемые при реализации задач исследования (описываемого опыта работы) отличаются от с методов работы учителя на конкретном занятии. Здесь используются прежде всего методы: наблюдение, экспериментальное преподавание, анкетирование, диагностика успешности и др.

Новизна опыта (инновационная значимость). Описание того, что было внесено нового автором в практику и теорию педагогической деятельности (методы: приемы, способы, формы, содержание, средства, подходы, система управления и т.п.)

Например, система работы по формированию и развитию психологической культуры учащихся и пр.

Теоретическая значимость опыта (исследования).

Как описываемый опыт углубляет, развивает, подтверждает педагогические теории обучения, воспитания и развития учащихся,

Практическая значимость опыта.

Где и кому будут полезны полученные результаты и опыт их достижения.

Апробация полученных результатов и выводов

Где и как был представлен описываемый опыт (на методическом объединении, на педсовете, на конференции, на открытых занятиях, на заседании экспертной комиссии и т.п.) и какую он получил оценку ученых и практиков?

 

Приложение №2 (к основной части)

Основная часть должна содержать 2-3 главы. В конце каждой главы должны быть выводы.

Сущность опыта, его технология содержит характеристику основных элементов данного педагогического опыта. Педагогическая технология:

— последовательность действий при осуществлении учебно-воспитательного процесса: подготовительный этап (осознание цели, изучение состояния, постановка задач, подбор средств, планирование); этап организации совместной с учащимися деятельности; этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность;

— последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий, их место в целостной системе средств, применяемых в опыте.

Это могут быть:

1. Особенности организации содержания обучения:

— корректировка содержания (иная логика построения курса);

— дифференциация содержания (по уровням сложности и объему);

— расширение, углубление содержания (профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т. п.);

— другие особенности организации содержания.

2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников:

— нетрадиционная система уроков;

— оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описание их технологий);

— новые правила, алгоритмы учебной деятельности;

— оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта и др.

 

Приложение №3 к разделу «Заключение»

Трудоемкость — необходимые затраты времени и сил учителя и учащихся для получения планируемой результативности.

Результативность опыта

1. Это конкретные результаты, которые получены в практике работы после применения данной методики (средства, идеи и т.д.): уровень обучаемости и обученности, уровень воспитанности и социализации учащихся, уровень работоспособности и заболеваемости и т.п.

2. Указание на объективные и возможные субъективные трудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.

3. Нерешенные проблемы (возможно, недостатки, недочеты данной методической системы).

Эффективность опыта

Наиболее эффективна та работа, результаты которой можно переносить на другие предметы, классы, школы, в другие условия.

Эффективность — это отношение результативности к трудоемкости.

Этапы дальнейшего пути — это пути продолжения работы, перспективы развития того, над чем работал учитель, как собирается развивать, совершенствовать свою методику.

 

Приложение №4

Список литературы оформляется по алфавиту с указанием выходных данных. Например,

1. Иванов С.П. Школьная практика // Проблемы воспитания. -1987 — № 5 -С.75 (для статей и журналов) o

2. Иванов С.П. Психологическая практика в школе. — Ижевск: Вымпел, 1991, -25 с. (для книг и брошюр)

 

Приложение№5

В приложения можно включить:

1. Конспекты к учебным занятиям

2. Дидактические материалы________________________________

3. Внеклассная работа_________________________________________

4. Оригинальные методы, приемы, формы, средства____________________________

5. Оригинальные виды заданий, задач, упражнений____________________________

6. Тексты лекций, докладов по данной теме

7. Индивидуальный план самообразовательной деятельности и все практические выходы к нему

8. Памятки_____________________________________

9. Отзывы учителей_________________________________________________

10. Самоанализ уроков

11. Мониторинг учебных достижений учащихся

12. Приложения могут содержать видеоматериалы, фотоматериалы и др.

свернуть

Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередного повышения квалификации или экстерном.

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком. Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности. Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности. Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов. Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них: инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов; вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла. Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена. Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта. Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16. Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов. Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла. Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

свернуть

Квалификационные требования

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Должностные обязанности. Осуществляет реализацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, направленной на развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Участвует в реализации программ воспитания. Комплектует состав объединения по интересам (кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество обучающихся и иные объединения) и принимает меры по его сохранению в течение срока реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения и воспитания) исходя из психофизиологической, социально-экономической целесообразности. Содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, в том числе с особенностями психофизического развития. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, участвует в реализации экспериментальных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях. Участвует в организации летнего отдыха обучающихся. Обеспечивает развитие, укрепление и сохранность учебно-материальной базы учреждения. Оказывает консультативную помощь законным представителям несовершеннолетних обучающихся, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм, несет ответственность за сохранение жизни и здоровья детей. Участвует в деятельности методических объединений, самоуправлении учреждением. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в организации и проведении конкурсов, выставок, смотров, слетов, соревнований, олимпиад, конференций, семинаров и других образовательных мероприятий. Ведет установленную планирующую и учетно-отчетную документацию.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, учебно-методических и организационно-управленческих задач; современные образовательные технологии; содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; программы занятий объединений по интересам по профилю; тенденции и новации в науке, технике, культуре, искусстве (по профилю образовательной программы); правила охраны труда и пожарной безопасности, основы трудового законодательства.

Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование по профилю образования, соответствующему направлению деятельности, без предъявления требований к стажу работы.

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам дополнительного образования в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

 

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР 

Должностные обязанности. Организует внеучебную работу с обучающимися в учреждениях образования, участвует в организации идеологической и воспитательной работы. Координирует деятельность объединений по интересам, детских, молодежных и иных общественных объединений. Содействует их образованию, реализации целей и задач, предусмотренных уставами этих формирований. Организует работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы, инициативу, самодеятельность, потребности обучающихся. Создает условия обучающимся для развития способностей, таланта, организации свободного времени на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Формирует общую культуру обучающихся, обеспечивает организацию здорового образа жизни. Организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с учреждениями культуры, спорта, общественными объединениями. Создает и развивает сеть объединений по интересам. Организует занятость обучающихся в летний период. Содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Организует и участвует в реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы воспитания. Участвует в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, выставок, смотров, слетов, соревнований, конференций, семинаров и других образовательных мероприятий. Ведет установленную планирующую и учетно-отчетную документацию. Совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, определяющие направления и перспективы развития образования; программно-планирующую документацию воспитания; основы социальной педагогики и психологии, физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей, основы творческой деятельности обучающихся; методику выявления и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию профилей творческой деятельности обучающихся; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-интернате, профессионально-техническом колледже, колледже, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего, среднего специального образования, - высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" без предъявления требований к стажу работы.

(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 03.10.2017 N 50)

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам-организаторам в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ 

Должностные обязанности. Осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на социальную адаптацию обучающихся, оказание им психологической помощи и оптимизацию образовательного процесса. Проводит оценку индивидуально-психологических свойств обучающихся и других участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов посредством психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций. Взаимодействует с субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи. Проводит совместно с педагогами социальными, учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами углубленные психодиагностические обследования обучающихся, нуждающихся в психологической помощи и поддержке. Организует и проводит индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, направленную на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам. Ведет психологическое консультирование, направленное на содействие участникам образовательного процесса в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений. Оказывает психологическую помощь в подготовке к самостоятельной жизни и труду, социализации, самосовершенствовании и самореализации личности, профориентации обучающихся, профессиональной деятельности работников. Проводит работу по развитию способностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Проводит психологическую профилактику, направленную на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности обучающихся и межличностных отношений. Содействует созданию благоприятного психологического климата в группах и коллективах. Оказывает помощь семье в гармонизации детско-родительских взаимоотношений, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов. Ведет работу по распространению психологических знаний, повышению степени информированности участников образовательного процесса о возможностях психологической помощи в образовательном процессе. Проводит научно-методическую работу с педагогическими работниками, включающую психологическое обеспечение образовательных программ, проектов, планов; формирует банк методов и методик оказания психологической помощи. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников, обучающих программ и др. Разрабатывает новые коррекционные и психопрофилактические программы. Участвует в апробации новых психодиагностических методик. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических работников. Повышает свою профессиональную компетентность. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сфере образования и деятельности педагога-психолога, прав и свобод личности, социальной защиты обучающихся; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребенка; основы трудового законодательства; правила охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по специальностям "Практическая психология", "Психология", "Психология семейных отношений", без предъявления требований к стажу работы.

(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 03.10.2017 N 50)

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам-психологам в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

 

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ 

Должностные обязанности. Осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на осуществление комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов обучающихся, их воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: учреждении образования, семье, по месту жительства, в молодежных и детских объединениях и т.д. Обеспечивает социально-педагогическую помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов. Ведет работу с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями в семье. Организует учет обучающихся, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в государственной помощи и защите, опеке (попечительстве), находятся в экстремальных ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди обучающихся правонарушений, преступлений, пьянства, токсикомании, наркомании, СПИДа и т.д. Пропагандирует и содействует внедрению среди обучающихся, их семей здорового образа жизни. Обеспечивает социально-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и способствует их социальной адаптации в обществе. Содействует становлению и развитию у обучающихся общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил поведения в обществе, внутренней потребности в самовоспитании и самоконтроле. Оказывает им помощь в организации различных видов социально-значимой деятельности свободного времени, социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь участникам образовательного процесса. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с местными исполнительными и распорядительными органами, организациями, в том числе общественными. Содействует развитию и распространению замещающих форм семейного воспитания (приемных семей, детских домов семейного типа и др.). Проводит просветительскую работу по профилактике социального сиротства среди населения. Повышает профессиональную компетентность и мастерство.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сфере образования и деятельности педагога-психолога; общую социальную и семейную педагогику; возрастную и социальную педагогику и психологию; методику социально-педагогической диагностики, валеологию, организацию социально-педагогической деятельности с различными категориями обучающихся; этические нормы и требования к личности и профессиональной деятельности социального педагога; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка, соответствующая педагогической деятельности по специальности "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 03.10.2017 N 50)

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются педагогам социальным в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 31.10.2013 N 106) 

Должностные обязанности. Планирует, организует и осуществляет на основании учебно-программной документации образовательной программы и требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов физическое воспитание обучающихся с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников в учреждениях образования, иных организациях и у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Обеспечивает мониторинг развития и физического состояния воспитанников. Планирует, организует и проводит в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального образования, в специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждениях образования физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с обучающимися в целом по учреждению образования, в период их оздоровления, с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности. Принимает участие в реализации программ воспитания по физкультурно-спортивному направлению деятельности. Обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий и занятий избранными видами спорта. Совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни. Организует консультации и оказывает помощь обучающимся и педагогическим работникам по вопросам методики обучения двигательным умениям, навыкам и развитию физических качеств. Обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Обеспечивает мониторинг уровня физической подготовленности учащихся. Изучает и внедряет передовые формы и методы физического воспитания, организации и проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Внедряет в практику работы учреждений образования новые формы спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися. Анализирует эффективность образовательных программ и программ воспитательной работы учреждений образования в части физического воспитания обучающихся. Участвует в обеспечении образовательного процесса при проведении занятий по физическому воспитанию необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. Формирует интерес обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Организует подготовку команд обучающихся и обеспечивает их участие в официальных и неофициальных спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях различного уровня. Осуществляет взаимодействие с государственными и общественными спортивными и физкультурными организациями, клубами, совместно с ними проводит спортивные соревнования. Организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и педагогическими работниками учреждения образования. Осуществляет и координирует постоянную связь с членами педагогического коллектива и законными представителями несовершеннолетних. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической подготовленности, организует или проводит с ними коррекционную работу. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Обеспечивает хранение и эффективное использование физкультурно-спортивного инвентаря на занятиях. Осуществляет контроль за соблюдением правил и норм охраны труда и пожарной безопасности в спортивных залах, на открытых площадках, стадионах при реализации образовательных программ и программ воспитательной работы учреждений образования. Участвует в работе совета (педагогического совета), методических объединений, семинаров, конференций. Постоянно повышает свой профессиональный уровень.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте"; иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы по вопросам функционирования и развития системы образования, физической культуры и спорта, правам ребенка; программно-планирующую документацию воспитания, учебно-программную документацию образовательных программ, учебно-методическую документацию по физкультурно-спортивному направлению деятельности; современные образовательные технологии в области физического воспитания обучающихся; основы педагогики и психологии, теории и методики физического воспитания, правила охраны жизни и здоровья детей, анатомию и физиологию, санитарно-гигиенические основы проведения работы по физической культуре с обучающимися, основы диагностики физического состояния обучающихся.

Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса, во время проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий по физической культуре и спорту.

Санитарно-гигиенические нормы и требования организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Правила оказания доврачебной и первой медицинской помощи.

Способы установки, эксплуатации и хранения спортивного оборудования и инвентаря; правила и условия эксплуатации спортивных сооружений; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. В учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, специальных дошкольных учреждениях - высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере физической культуры и спорта или высшее образование по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" и переподготовка по специальностям в сфере физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

В учреждениях общего среднего (при реализации образовательных программ общего среднего образования), профессионально-технического, среднего специального образования, в специальных профессионально-технических училищах закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищах закрытого типа - высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по специальностям в сфере физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 03.10.2017 N 50)

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются руководителю физического воспитания учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

(примечание в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 03.10.2017 N 50)

 

УЧИТЕЛЬ 

Должностные обязанности. Осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, программ воспитания. В учреждениях специального образования, специальных классах осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом степени тяжести имеющихся у них нарушений, а также специфики преподаваемого учебного предмета. В детских школах искусств реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, способствует социализации, формированию художественной культуры личности в процессе освоения различных направлений деятельности художественного профиля (музыкального, изобразительного, театрального, хореографического и т.д.), организует и осуществляет концертно-исполнительскую, музыкально-просветительскую, выставочную деятельность обучающихся и творческих коллективов, приобщает обучающихся к мировой и национальной культуре, содействует выбору и последующему получению образования в сфере культуры. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого учебного предмета. Обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объеме выполнение учебных планов и учебных программ. Участвует в разработке учебно-программной документации, осуществлении ее корректировки. Осуществляет планирование по учебному предмету, разрабатывает структурные элементы научно-методического обеспечения. В соответствии с расписанием подготавливает и проводит учебные занятия (занятия) с использованием разнообразных педагогических форм, методов, приемов и средств, обеспечивает воспитательную и идеологическую составляющую учебных занятий. Проводит факультативные занятия, (в детских школах искусств занятия по учебным предметам по выбору), консультации. Осуществляет дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (проверку знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, и использованием современных технологий) и организационно-воспитательную работу (классное руководство, организацию и выполнение работы по обеспечению процесса обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях и др.). Содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, формирует у них умения и навыки самоанализа и самооценки своей учебной деятельности. Способствует социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ. Участвует в методической работе учреждения образования, совершенствовании научно-методического обеспечения преподавания учебного предмета и образовательного процесса в целом. Изучает индивидуальные качества обучающихся, содействует развитию их способностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению. Соблюдает права и свободы обучающихся. Осуществляет связь с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания. Способствует формированию коллектива обучающихся и развитию ученического самоуправления. Обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования. Осуществляет учет успеваемости и посещаемости обучающихся. Участвует в планировании и организации воспитательной и идеологической работы с обучающимися во внеучебное время. Соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса. Изучает, анализирует и использует в своей работе передовой педагогический опыт, вносит предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса. Ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию. Постоянно повышает свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам функционирования и развития системы образования (в том числе в регионе), защиты прав обучающихся; образовательный стандарт по уровню образования; педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену образовательного процесса; прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся; вопросы формирования коллективов обучающихся и управления ими; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и лабораторий; средства обучения и их дидактические возможности; достижения педагогической науки и передового педагогического опыта; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования - высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование", соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.

В детской школе искусств - высшее (среднее специальное) образование по специальностям в сфере культуры (профили "Искусство и дизайн", "Гуманитарные науки") либо высшее образование по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" и среднее специальное образование по специальностям в сфере культуры (профили "Искусство и дизайн", "Гуманитарные науки") или переподготовка по специальностям в сфере культуры (профили "Искусство и дизайн", "Гуманитарные науки") без предъявления требований к стажу работы.

(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 03.10.2017 N 50)

Примечания.

1. Квалификационные категории (учитель-методист, высшая, первая, вторая) присваиваются учителям в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

2. Для присвоения квалификационной категории "Учитель-методист" требуется наличие: высшего образования по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование" или высшего образования и переподготовки по профилям "Педагогика", "Педагогика. Профессиональное образование"; высшей квалификационной категории.

(примечания в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 18.07.2012 N 81)

свернуть

Требования к аттестуемым работникам

К аттестации допускаются педагогиче­ские работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории.

   Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академиче­скую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в атте­стационную комиссию.

   Работник не всегда имеет специальную подготовку, установленную квалификационными требованиями. Однако если он качественно выполняет свои служебные обязанности, повышает квалификацию и имеет стаж работы в должности, по которой аттестуется, не менее 3 лет, то проходит аттестацию в установленном порядке. Вместе с тем квалификационная категория не может быть присвоена лицам, имеющим общее среднее образование.

   С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один  раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.

свернуть

Условия допуска педработника к аттестации

Обязательными условиями допуска педагогического работника
к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются (п. 18 Инструкции): 

  1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. Квалификационные требования определяются по ЕКДС 28. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by).

В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности». Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по таким должностям как воспитатель, методист, педагог-организатор, преподаватель, учитель следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».

По таким должностям как педагог-психолог – высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»; педагог социальный – высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»; аккомпаниатор, музыкальный руководитель – высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.

  1. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями Инструкции (части первая, вторая и шестая п. 19 Инструкции). Данное требование не учитывается в случаях, которые предусмотрены частью третьей–пятой, седьмой п. 19, пп. 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке (выписке из приказа).

По общему правилу претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два годавысшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.

  1. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (кроме случаев, которые определены частями 3-6 пункта 19), которая предусмотрена Положением о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. В данном случае необходим документ, подтверждающий прохождение повышения квалификации. В пункте 46 данного Положения указано, что «руководители организаций направляют работников для получения образования при освоении образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (…педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, - не реже одного раза в 3 года)».
свернуть

Состав аттестационной комиссии в 2023/2024 учебном году

Инструкция об аттестации (ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аттестация на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий

В состав аттестационной комиссии избирается пять человек (педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист»), директор гимназии и представитель профсоюзного комитета.

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий. Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе директора гимназии. На основании подготовленных аналитических материалов, изучения уровня профессиональной деятельности педагога, готовится характеристика, в которой содержится информация о его деловых и личностных качествах. На основании аттестационного собеседования, подготовленных аналитических материалов, характеристики, аттестационная комиссия принимает решение в соответствии с пунктом 46 Инструкции.

 

Состав аттестационной комиссии в 2023/2024 учебном году:

Граничный Р.И., директор гимназии

Акульская Т.В., учитель английского языка

Вавренчук Н.А., учитель начальных классов

Масловская В.И., учитель английского языка

Богдасарова Ю.В., учитель географии

Басин И.Н., учитель информатики

Матерн О.А., учитель трудового обучения

 

свернуть