Обобщение педагогического опыта
Рекомендации по обобщению педагогического опыта
При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.
1. Тема опыта должна быть сформулирована четко, конкретно, грамотно. Для этого педагогу необходимо определить, что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успехи в его профессиональной деятельности. Тема опыта должна отражать главное направление в содержании работы учителя. При формулировании темы необходимо ответить на вопросы: «Что я делаю? Для чего? С какой целью?». Обычно тема опыта состоит из двух частей. Одна часть отражает направление деятельности педагога, т.е. что он формирует, развивает, совершенствует, отрабатывает у своих учеников, во второй части отражаются средства, способы, пути достижения высоких результатов в обучении и развитии учащихся в указанном направлении. Например, «Приемы обучения учащихся решению нестандартных математических задач». При формулировании темы можно использовать клише: «Использование… для…», «Приемы (методы)… как средство развития (формирования, совершенствования)…», «… как основа …» и др.
- При описании актуальности опыта педагог может использовать следующие формулировки: «Для меня эта тема актуальна, потому что…», «Актуальность темы обусловлена …», «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …». В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте; раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
- Для формулировки цели следует ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей педагогической деятельности?». В цели опыта должно быть указано, на формирование (совершенствование, развитие) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся направлен опыт; с помощью каких средств достигнут качественный результат и в какой образовательной ситуации. Если педагог создал электронное средство обучения (ЭСО), то цель его работы будет не «разработка ЭСО», а « совершенствование каких-то знаний либо развитие у учащихся конкретных умений посредством использования данного средства». Цель должна быть диагностичной, т.е. предполагать результат, который можно измерить и определить степень достижения поставленной цели.
При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.
4. Задачи, на решение которых направлен педагогический опыт, представляют собой структурные компоненты цели, последовательные действия (шаги) по ее достижению. Чтобы сформулировать задачи, следует ответить на вопрос: «Что я делаю для достижения поставленной цели?». Можно формулировать задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой. Формулировки задач предлагаем начинать с глагола: организовать, выявить, проанализировать, составить, разработать, провести и др. Алгоритм рассуждения может быть следующим: «Для того, чтобы достичь поставленной цели (развитие коммуникативные умения учащихся), следует решить следующие задачи, сформулированные в сфере деятельности учащихся (сформировать умения задавать вопросы разных типов …; отработать навык структурированного монологического высказывания …; обеспечить приобретение учащимися опыта ведения диалога, аргументированного спора …); задачи, сформулированные в сфере деятельности учителя (выделить коммуникативные умения, которые необходимы выпускнику I ступени общего среднего образования …; определить условия, необходимые для развития коммуникативных умений ….; отобрать и использовать в образовательной практике … методы, которые способствуют формированию коммуникативных умений …, оценить эффективность …).
5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
- «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
- «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
- «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
1) «Что у меня получается лучше всего?».
Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):
- обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
- организовывать активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
- применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
- учить пониманию текста, работать с текстом,
- создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
- использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
- создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.
2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием авторов).
Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.
3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?».
4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы опроса, объяснения, контроля знаний и т.п., формы организации учебной деятельности учащихся, средства для отработки навыков, совершенствования запоминания и т.п.?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы).
5) «В какой системе можно представить мой опыт:
- система работы с ... по ... классы;
- система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
- система работы на уроке определенного типа;
- система заданий по учебной теме или др.?»
Классификацию (систематизацию) предлагаемых педагогом нововведений можно сделать в форме таблицы, схемы, модели, в которой будут представлены структурные компоненты опыта. Например, методические приемы, направленные на развитие различных умений, и целевое их использование на различных этапах урока. Описывать систему лучше в логике «от общего к частному».
6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».
Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.
7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
- Как можно доказать результативность моего опыта?
- Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
- Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
- По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
- Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).
Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.
8. Заключение. Перспективы развития опыта
В заключительной части даём ответы на вопросы:
1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?
- Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.
- Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.
- Осуществите самооценку описание опыта своей педагогической деятельности с помощью критериев, прописанных в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», которые размещены на сайте Академии последипломного образования. Этими критериями пользуются и члены квалификационной комиссии при оценке опыта педагогов.
Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности
- Педагоги выбирают для своего опыта:
- очень широкую тему (например, «Формирование и совершенствование навыка чтения у младших школьников»),
- очень узкую тему (например, «Выкарыстанне дыдактычных гульняў для развіцця пазнавальнай цікавасці на ўроках матэматыкі ў 1 класе пры вывучэнні раздзела “Адназначныя лікі”»),
- тему, в которой указаны не взаимосвязанные понятия (например, «Развитие творческих способностейучащихся начальной школы на уроках литературного чтения посредством использования методов и приёмов технологии развития критического мышления»),
- тему, которая требует раскрытия многих направлений.
- При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.
- Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,
Тема «Использование уровневой дифференциации на уроках русского языка для повышения качества знаний младших школьников».
Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.
Задачи:
- Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
- Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
- Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.
- Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.
- Учителя, пользуясь различными работами из Интернета, начинают путать практический опыт с научным исследованием, выдумывают гипотезу, методы исследования, эксперимент, т.е. то, чего не проводили. И, как следствие этого, формулируют задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.). Иногда путают понятия «собственный опыт педагогической деятельности» и «инновационный проект, который реализует учреждение образования», и прописывают этапы и результаты реализации проекта. В отдельных случаях опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме либо отчетом по теме самообразования. Тогда некоторые задачи характеризуют не этап обобщения опыта, а его становления – самообразования («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.).
- Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.
- Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.
- Опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком», «познавательная деятельность» - «познавательным интересом»).
- Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.
- При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.
- Научные термины используются в работе без понимания их сути.
- Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.
- Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:
- Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;
- приложение к работе - до 10 страниц;
- страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
- со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать как статью без выделения структурных частей;
- шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
- параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
- текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
- материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
- делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
- литература оформляется согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.
Литература
1. Богачева, И. В. Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» / И. В. Богачева, И. В. Федоров. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/kvex_att.pdf.
- Программа квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории. Направление деятельности — учитель начальных классов. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_nach.pdf.
- Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_trebov.pdf.
Примерная структура описания педагогического опыта
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2 2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение
2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение
3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21]. Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.
4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________
(название учреждения образования)
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Иванов Иван Иванович,
учитель русского языка
8 (029) 377-23-35; e-mail:
iwanov@yandex.ru
Основные подходы к обобщению педагогического опыта
Подходы к описанию педагогического опыта:
- Системно-целостный:
- Формальный, некомпетентностный,
- Всесторонний.
Системный подход – выявление и представление суммы разрозненны явлений в качестве единой взаимозависимой совокупности, когда каждый элемент рассматривается, с одной стороны, как автономная составляющая, а с другой, – как самостоятельная сложная система, включающая в себя разнообразные компоненты.
Какие же процедуры включает в себя система работы по изучению эффективного педагогического опыта?
- распознавание специфики опыта;
- интерпретация;
- обобщение;
- описание;
- представление;
- пропаганда.
Они же могут рассматриваться и как основные этапы работы тех, кто обобщает эффективный педагогический опыт.
Что же такое эффективный педагогический опыт? Что он из себя представляет?
Педагогический опыт – это такой опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств[1].
Педагогический опыт классифицируется по следующим основаниям:
- по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, массовый;
- по новизне – репродуктивный, творческий, новаторский;
- по качеству – положительный, эффективный, рациональный, передовой.
При этом передовой и новаторский опыт зачастую отождествляют, так как и тот, и другой содержат элементы новизны, новаторства, творчества. Новаторский опыт – это тот, в котором есть элементы новизны, открытия, изобретения, представлено авторство. К такому опыту можно отнести технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления средствами чтения и письма, технология многомерных дидактических инструментов и др. Передовой же характеризуется тем, что педагог получает более качественный результат за счет усовершенствования имеющихся технологий, методик, методов, средств, приемов, оптимальной организации образовательного процесса.[2]
ППО рассматривается в настоящее время в двух значениях: в широком и узком.
Широкое значение – это профессиональное мастерство педагога, которое обеспечивает высокое качество знаний учащихся, уровень и воспитанности, развития, сформированности ценностных ориентаций. В узком – это такая образовательная практика педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, эффективности.
В книге А. А. Глинского дается следующее определение передового педагогического опыта:
ППО – опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по некоторым признакам, к числу которых относятся: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность. Кроме того, он должен быть рациональным: на него должно затрачиваться меньше времени, средств и сил при совместной работе обеими сторонами образовательного процесса, но результат при этом должен быть более высоким, характеризоваться стабильными положительными результатами, и он должен приносить удовлетворение обеим сторонам, быть процессом сотворчества в диаде «учитель-ученик» при положительном микроклимате.
Какие еще подходы существуют в педагогической среде к определению ППО?
- Это образец хорошей, качественной работы,
- Это деятельность, в которой воплощены результаты научных исследований или успешное применение другого опыта;
- Это педагогические находки, которые позволяют качественно решать педагогические задачи. Особой ценностью является «технологизированный опыт».
Критерии передового педагогического опыта:
- Соответствие опыта ведущим идеям современной педагогической науки и главным направлениям педагогической практики;
- Научная обоснованность;
- Высокая результативность образовательного процесса и личностного развития учащихся;
- Длительность функционирования;
- Актуальность темы опыта и ее перспективность;
- Развитие профессиональной компетентности у педагога и совершенствование педагогической культуры;
- Творческая новизна;
- Рациональный расход средств и времени на достижение высоких результатов;
- Эффективное педагогическое взаимодействие;
- Степень удовлетворенности образовательных запросов учащихся и их родителей.
Компоненты опыта:
- организация образовательного процесса;
- результаты обучения учащихся;
- уровень их обучаемости и обученности;
- уровень их развития;
- сформированность профессиональной компетентности у педагогов;
- степень выраженности их педагогической культуры;
- востребованность данного опыта в педагогическом сообществе.
Конечные результаты-показатели, по которым опыт оценивается как передовой:
- качество и уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, и базовых компетенций;
- уровень воспитанности учащихся (высокие нравственность, общая культура, физическая культура и т.д.); уровень их личностно-ценностных ориентаций, сформированность и убеждений и отношений;
- пути достижения высоких результатов (оптимальная организация процесса обучения, совершенствование дидактически средств, использование активных и интерактивных форм работы, технологизация образовательного процесса, междиплинарность в образовательном процессе, практикоориентированность в преподавании учебных предметов);
- совершенствование педагогических компетенций, развитие на этой основе компетентности и сформированность высокого уровня профессионально-педагогической культуры;
- создание благоприятной психологической атмосферы сотрудничества, сотворчества в образовательном процессе.
Что может являться опытом, объекты ППС:
- эффективная деятельность педагога по обеспечению качества образования;
- алгоритм учебных действий по учебному предмету – например, в истории это характеристика исторических явлений, событий, личностей, войн, восстаний и др. по определенной «памятке-алгоритму»;
- внеклассная работа по предмету;
- реализация факультативного обучения учащихся;
- авторская программа работы факультативных занятий, клуба, секции, кружка, проекта и др.;
- методическое сопровождение образовательного процесса;
- система методически приемов, используемых педагогом в урочной деятельности;
- эффективные средства обучения;
- реализация принципов обучения в образовательном процессе;
- исследовательская деятельность педагога и учащихся;
- взаимодействие классного руководителя, семьи, социума по воспитанию учащихся;
- система работы педагога по подготовке учащихся к централизованному тестированию;
- эффективная система оценки знаний учащихся.
Принципы изучения и обобщения ППС:
- целесообразность;
- научность;
- системность;
- последовательность;
- практикоориентированность;
- сотрудничество;
- индивидуализация;
- добровольность.
Пути работы с педагогическим опытом:
Первый – по инициативе администрации; второй – по личной инициативе педагога или группы педагогов.
Этапы работы по изучению, обобщению и описанию ППС (в системе):
- выявление опыта;
- изучение администрацией содержания, условий, процессов, качества и результатов профессиональной деятельности педагога в рамках темы опыта;
- обобщение опыта;
- описание опыта;
- представление опыта и пропаганда передовых педагогических идей.
Основания выявления и определения опыта:
- по итогам анализа работы педколлектива или отдельного учителя за год;
- в ходе реализации внутришкольного контроля;
- в ходе изучения работы педагога, аттестуемого на первую или высшую категорию;
- самим педагогом в качестве темы самообразования и т. д.
Примерный план действий при организации процесса
изучения и обобщения опыта
- Формулировка проблемы, объекта и предмета изучения. Определение теоретической базы опыта.
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для профессионального развития коллектива и совершенствования образовательного процесса (ОП).
- Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.
- Подготовка объектов и субъектов к изучению опыта.
- Непосредственное изучение опыта:
- Изучение деятельности педагога, ее результатов:
- общая цель ОП, конкретные педагогические задачи;
- подходы к отбору содержания обучения, к организации и осуществлению ОП, конкретные педагогические задачи, дифференциация и индивидуализация ОП;
- управление процессом усвоения знаний учащимися; формирование навыков (компетенций);
- развитие определенны личностных качеств, формирование личностно-социальных компетенций учащихся, системы убеждений и отношений;
- владение педагогом разными видами профессиональной деятельности (методологической, методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и т.д.);
- эффективное использование в ОП технологий, методик, методов, приемов и т.д.;
- авторские дидактические средства; наличие авторской дидактической системы;
- материально-техническое оснащение проводимых занятий;
- уровень компьютерной грамотности педагога;
- ведущие кафедры, обеспечивающие высокие результаты труда;
- пути и способы разрешения возникающих педагогических противоречий и затруднений.
5.2. Изучение деятельности учащихся, ее результатов:
- мотивация учебной деятельности;
- уровень владения рациональными приемами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности;
- уровень самостоятельности мышления и учебных действий;
- самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- коммуникабельность в работе;
- результаты учебной деятельности;
- сформированность нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности.
- Первичная обработка материалов.
- Анализ и обобщение, вычленение главного, особенного, общего и единичного в опыте.
- Описание опыта.
- Оформление.
Что делается на начальном этапе?
Коллективное обсуждение организационных вопросов, распределение обязанностей, определение исполнителей, сроков, методов и приемов работы.
Памятка руководителю (методисту) по изучению опыта работы
- Предварительная работа с соответствующей литературой.
- Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с администрацией, руководителем методического объединения, родителями учащихся, изучение мнения коллег о данном педагоге, изучение результатов работы, знакомство с материалами профессионального портфолио (при его наличии);
- Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение его научно-методической основы, стиля работы.
- Определение личностно-профессионального воздействия педагога на своих коллег и учащихся; отношение учащихся к изучаемому предмету.
- Проведение контрольных работ, индивидуальны бесед с учащимися с целью определения уровня и знаний по предмету.
- Изучение внеурочной, внеклассной деятельности педагога: участие в работе методического формирования, тематических педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам, организация факультативных занятий, руководство научно-исследовательской деятельностью школьников, оказание учащимся дополнительных образовательных услуг и др., способы рационализации данных направлений деятельности.
- Наличие авторской педагогической продукции, ее качество: авторский проект, авторская программа факультатива, авторская дидактическая система, система личностно-профессионального развития, методические рекомендации, учебно-методические пособия, статьи из опыта работы и др.
- Ознакомление с материалами выступлений из опыта работы педагога на внешкольных педагогических мероприятиях: научно-практических, практических конференциях, семинарах, педагогических ятениях.
- Использование идей, опыта работы данного педагога.
- Руководство профессиональным развитием членов педагогического коллектива (руководство работой методического объединения, школой молодого учителя, проведение мастер-класса, наставничество и др.).
- Привлечение педагога к анализу и описанию опыта своей работы.
- Определение формы обобщения и описания опыта.
Методы изучения опыта
Анкетирование, опрос, наблюдение, посещение уроков и внеклассных мероприятий, проводимых педагогом, его рабочей документации, собеседование, изучение авторской педагогической продукции, творческих работ учащихся, проведение контрольных работ и и сравнительных анализ, творческие отчеты педагога, презентации из опыта работы, посещение творческой лаборатории педагога, изучение работы мастер-класса, который ведет педагог и т.д.
Кроме наблюдения администрации и обобщения опыта педагога ею, существует еще и такая форма обобщения опыта, как самообобщение.
Каковы этапы работы педагога над обобщением собственного опыта?
- Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной ее части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
- Ознакомление с литературой по выбранной теме.
- Планирование работы по избранной теме.
- Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленного опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопросов, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
- Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
- Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: изложение принципиальных положений, благодаря которым педагог пришел к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.
Примерная памятка в помощь педагогу
«Как обобщать свой опыт»
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактический инструментарий, сочинения учащихся, и вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
- Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе свои коллег. Определите тему, которую вы считаете наиболее нужной и важной, постарайтесь конкретно ее сформулировать.
- Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты: привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки), сопровождая их краткими разъяснениями.
- Набросайте краткий план (3-4 вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в план факты, которые использованы вами как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
- Работая над текстом, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, «лирически отступлений».
- Оценивайте критически свой опыт, не забывайте рассказывать о своих трудностях, недостатка, ошибках. Главный критерий – результаты.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, список литературы и т.д.).
- Помните, что, обобщая свой опыт, вы выполняете важную общественно-профессиональную обязанность, способствуя дальнейшему улучшению воспитания и образования учащихся.
Материалы самообобщения могут служить для администрации основой для обобщения работы педагога.
В деятельности общеобразовательных учреждений наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методик, методов, примеров, способов работы педагога: представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае могут быть использованы следующие формы работы: открытый урок, творческий отчет, семинар-практикум, мастер-класс и др.
На методическом уровне обобщения опыта, который считается наиболее продуктивным, осуществляется выделение ведущей педагогической идеи опыта, дается характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы. Обеспечивается подготовка различного рода методических рекомендаций, памяток, разработок.
«Передается мысль, выделенная из опыта, а не сам опыт». (К.Д.Ушинский.)
Процесс распространения опыта, пропаганда его ведущих идей реализуется с помощью следующих форм: педагогических советов, заседаний методических формирований, конкурсов педагогического мастерства, методических копилок, мастер-классов, семинаров-практикумов, научно-практических конференций, творческих отчетов и презентаций, а также через публикацию в педагогических изданиях. Работа по изучению и обобщению педагогического опыта, а также пропаганда его идей может считаться успешной, если она системно организована, и идея изученного и представленного опыта будет осмыслена и принята другими педагогами, что со временем отразится на качественных результатах их профессиональной деятельности.
[1] Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения: пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2010. – 341 с. – С. 203.
[2] Там же, с. 203.