Председателям учебно-методических объединений

Организация методической работы учебно-методического объединения

Организация методической работы

Как организовать эффективную методическую работу?

Процесс обновления образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения у воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, прежде всего, нужно помнить, что она формируется личностью самого педагога. А для этого нужно действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на места, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива.

Методическая работа – комплекс мер и мероприятий, направленных на функционирование и развитие субъектов методической деятельности.

По содержанию методическая работа включает следующие составляющие:

  • научно-методическую;
  • учебно-методическую;
  • организационно-методическую.

Таким образом, понятие «методическая деятельность» более широкое, чем «методическая работа», т.к. включает кроме целей и задач, субъектов и направлений деятельности, также процессы, условия, средства.

Определить цели и задачи методической работы – значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты.

Целью деятельности любого методического формирования является создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы. Также целями методической работы могут быть: (Приложение 1)

  • освоить наиболее рациональные методы и приемы обучения и воспитания учащихся;
  • повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагога по организации и ведению УВР;
  • организовать обмен опытом между членами педколлектива;
  • выявить и пропагандировать актуальный педагогический опыт;
  • совершенствовать профессиональное мастерство педагогических кадров;
  • развивать коллективную творческо-поисковую педагогическую деятельность учителей школы;
  • включать учителей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самообразования.

При постановке задач необходимо учитывать функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования и воспитания учащихся, педагогической науки, передовому педагогическому опыту. Необходимо помнить, что задачи формулируются лишь после:

a) проведения анализа деятельности за прошлый год (или за некоторый период времени);

b) диагностики запросов и потребностей субъектов методической деятельности (педагогов);

c) выявления общих для всех субъектов методической деятельности проблем.

Каковы же виды методической деятельности? Они подразделяются на три большие группы:

  1. Первая группа характеризуется массовым участием педагогов в методической работе, которой никто не руководит, и она может восприниматься как самообразование:
  • самостоятельное чтение и коллективное обсуждение методической литературы;
  • реферирование книг, пособий, статей;
  • обзоры научной, методической, педагогической литературы;
  • собеседования на научные, методические и педагогические темы;
  • экскурсии в музеи, выставочные залы и т.д.;
  • коллективная работа учителей над едиными педагогическими темами;
  • взаимное посещение учителями уроков, внеклассных мероприятий, взаимный просмотр тетрадей учащихся, классных журналов.
  1. Ко второй группе относятся те виды, которые подразумевают чье-нибудь руководство (опытного педагога или группы педагогов, руководителя МО и т.д.):
  • составление рекомендательных списков литературы, аннотации;
  • доклады, лекции на научные или методические темы;
  • педагогические консультации;
  • методические семинары;
  • школьные «педагогические чтения»;
  • начно-практические конференции;
  • совместное составление и обсуждение различных планов внеклассной работы (викторин, олимпиад, школьных вечеров и т.д.).
  1. К третьей группе относятся те, которые подразумевают своего рода экспертную оценку деятельности педагогов:
  • творческие отчеты учителей;
  • открытые уроки;
  • педагогические выставки, отражающие опыт работы учителей, школы.

Деление форм методической работы на три группы довольно условно, т.к. ряд коллективных форм в определенной ситуации может стать групповым и наоборот.

Итак, коллективные формы:

  • семинар;
  • конференция;
  • педагогические чтения;
  • педагогический совет;
  • панорама методических идей;
  • методический марафон;
  • методический аукцион;
  • педагогическая ярмарка;
  • открытый урок;
  • круглый стол;
  • тренинг;
  • день открытых дверей;
  • мастер-класс и др.

Групповые:

  • диспут;
  • дискуссия;
  • дебаты;
  • аквариум;
  • методический совет;
  • творческая группа;
  • совет наставников;
  • педагогический консилиум;
  • педагогический клуб;
  • методический инструктаж;
  • методические объединения и др.

Индивидуальные:

  • собеседование;
  • консультация;
  • самообразование;
  • курсовая подготовка;
  • авторская работа;
  • творческий портрет;
  • презентация;
  • творческий отчет;
  • наставничество;
  • мастер-класс и др.

Одной из ведущих проблем организации методической работы в учреждениях образования является работа с молодыми специалистами.

Здесь несколько причин:

  • формализм в деятельности, как организаторов, так и исполнителей данного направления работы;
  • слабое взаимопонимание между субъектами методического взаимодействия;
  • недостаточная адаптивность диагностических методик и материалов к работе с данной категорией педагогов.

В данное направление необходимо, прежде всего, уделять первоочередное значение диагностике с целью выявления затруднений и потребностей молодых специалистов.

Необходимо также остановиться на формах повышения квалификации, как одном из направлений методической работы. Традиционно выделяют три формы повышения квалификации:

  • базовое повышение квалификации;
  • работа в межкурсовой период;
  • самообразование

Самообразование – наиболее эффективная форма повышения квалификации, т.к. позволяет педагогу самому определиться в выборе темы, направлениях деятельности.

В контексте методической темы всего общеобразовательного учреждения педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности, которая вытекает из их профессиональных интересов. Однако, написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий проблемы и стремящийся к профессиональному росту.

Одна их самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения. Заседание МО, как правило, проводятся один раз в четверть. Однако, деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, обзоры методической литературы), так и практическую (посещение открытых мероприятий и др.). Как итог работы МО может быть методическая продукция для классных руководителей. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль и др. В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, выступления педагогов с обменом опыта и т.д.

Направлениями работы МО могут быть следующие:

  • изучение вопросов организации воспитательного процесса;
  • ознакомление с новыми положениями, документами и т.д.;
  • углубленное изучение методики проведения внеклассных мероприятий;
  • изучение положений дидактики, теории воспитания;
  • изучение возрастной и педагогической психологии;
  • систематическое изучение уровня воспитанности учащихся;
  • совместная работа классного руководителя и учителей-предметников, и др.

Формами занятий МО могут быть следующие:

  • теоретический семинар;
  • семинар-практикум;
  • диспуты, дискуссии;
  • «деловые» игры, ролевые игры;
  • лектории ученых, психологов, социологов, врачей и т.д.;
  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки и др.;
  • обсуждение открытых мероприятий;
  • обсуждение результатов тестирования, анкетирования и др.
  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
  • обсуждение передового педагогического опыта;
  • конкурсы;
  • педагогические чтения и др.

Планирование методической работы - это составной элемент общей системы управления деятельностью учебного заведения.

План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ какой-либо программы.

Планирование – это разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Различают: директивное планирование – жесткая централизация, распределение заданий, которые должны неукоснительно выполняться;

рекомендательное – система регулирования образования на основе комплексных программ развития.

Планирование – это совокупность таких действий как исследование, аналитика и др. с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей.

Разрабатывая план, для начала следует ответить на вопросы:

- Что мы планируем?

- Для чего мы планируем?

- Какой результат мы хотим получить?

Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Оно требует аналитического мышления.

Каковы же критерии хорошего плана?

  1. План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды.
  2. Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах.
  3. Предполагаемые результаты должны быть четко определены.
  4. Этапы и промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно.
  5. План должен определять четкие сроки для каждой фазы.
  6. Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды. За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель.

Какова же последовательность планирования?

  1. Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды (слабые и сильные стороны системы учреждения образования, возможности среды и т.д.).
  2. Формулировка целей и задач.
  3. Определение средств достижения целей.
  4. Определение и взвешивание возможностей.
  5. Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.
  6. Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.
  7. Разбитие средств на конкретные работы по срокам.
  8. Контроль.

Причины, благодаря которым план изначально подвержен «провалу»:

  1. Бесконечные модификации плана.
  2. Бесконечные задержки.
  3. Нереальность составленного плана с самого начала.
  4. Ненужность плана (т.е. план, который вначале имел какие-то цели и смысл, оказывается впоследствии неактуальным).
  5. «Скопление задач» (по мере продвижения планирования возникает слишком много дополнительных задач. Накопление идет все больше и больше, пока план не проваливается, становясь нереальным.).
  6. План, по мере своей разработки, постепенно отходит от своей цели и, в конце концов, уже не решает поставленных задач.

Следует помнить, что никакие преобразования не будут эффективными и даже возможны, если не позаботиться об учителе. Есть такое высказывание: «Если не накормить учителя, он съест ученика». При всей образности высказывания нельзя с ним не согласиться. Поддержка и постоянное развитие и повышение профессионального и методического мастерства учителя, его способности и готовности к творчеству, самообразованию и адаптации к быстроменяющейся и развивающейся образовательной ситуации справедливо рассматривается как условие качественно нового уровня организации образовательного процесса. И, безусловно, большое значение в этом процессе имеет эффективная организация методической работы в школе.

свернуть

Формы методической работы

Формы методической работы 

Выделяют две группы форм методической работы:

  • коллективные (групповые)
  • индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся:

  • активная лекция;
  • деловая игра;
  • защита авторских проектов;
  • «круглый стол»;
  • мастер – класс;
  • методический консилиум;
  • методическая оперативка;
  • методическая мастерская;
  • методический КВН;
  • методический тренинг;
  • «мозговой штурм»;
  • научно – практические конференции;
  • семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);
  • панорама педагогических достижений;
  • педагогическая дискуссия;
  • педагогические чтения;
  • практикумы;
  • проблемно-ситуационная игра;
  • ролевая игра;
  • творческий диалог;
  • творческий отчет;
  • читательские и зрительские конференции;
  • школа передового опыта;
  • ярмарка методических идей;
  • фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;
  • рекламная акция;

К индивидуальным  относятся:

  • индивидуальная консультация;
  • накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
  • наставничество;
  • проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
  • постоянная работа над методической темой, представляющей
  • профессиональный интерес;
  • работа над личной творческой темой;
  • работа с наставником;
  • разработка собственных средств наглядности;
  • разработка диагностических процедур, заданий и тестов;
  • разработка собственной программы самообразования;
  • разработка авторского курса и учебного пособия;
  • рефлексия и анализ собственной деятельности;
  • самостоятельное проведение исследований;
  • собеседование с администрацией;
  • стажировка.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием

Основные формы проведений занятий в рамках методического объединения – это семинары и семинары – практикумы.

Семинар– форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

  • обязательная работа учителей по самообразованию;
  • коллективное обсуждение ее результатов;

При проведении семинара происходит переход  информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

  • выделение специального времени для подготовки участников;
  • обеспечение участников списком литературы;
  • скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;
  • при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы:

  • организационный;
  • постановка цели;
  • актуализация знаний;
  • инструктаж;
  • деятельность, направленная на практику работы;
  • подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуаль­ных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания со­временных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, который активно используется в общеобразовательных учреждениях республики. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством ученого-консультанта или же спе­циалиста управления (отдела) образования.

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Научно-практический конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление   и пропаганда  лучшего опыта работы,

 формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль — это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведе­нием итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в ре­шении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму — до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей фор­мируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг— форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитив­ным моментом в работе будет являться подбор состава участников

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, ученической продукцией.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образования.

Открытый урок — это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого урока, на котором высокопрофессиональный учитель демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения учащихся.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстра­цию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, соз­данием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы учителей.

Методический диалог проводится с целью обсуждения кон­кретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководите­лем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теорети­ческое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результа­тивности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участни­ков. В заключение совместной работы делаются выводы и опреде­ляются рекомендации дальнейших совместных действий участни­ков диалога. 

Активные формы организации методической работы

К новейшим формам обучения педагогических кадров отно­сятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию ин­теллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используются новейшие формы обучения в рамках модели образования, которая обеспечивает подготовку педа­гогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде. В педагогике игры связаны с определенными правилами для их участников. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который затем могут применять на занятиях, учатся решать слож­ные педагогические проблемы, быть активными участниками пе­дагогического процесса, соучастниками по его управлению. Кроме того, использование игровых форм занятий методических форми­рований поможет педагогам научиться экономить время на отра­ботку определенных понятий, умений, навыков в процессе обуче­ния. Они также способствуют активизации самообразования педа­гогов, что является очень важной характеристикой современного учителя. Таким образом, использование разнообразных форм методиче­ской работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала. А все это, в свою оче­редь, способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса современного учреждения образования.

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

Конструирование игры:

четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры.

Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

определяются время, условия и длительность игры.

Ход игры

Подведение итогов, подробный ее анализ:

общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная  форма методической работы используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с учителями по изученной теме. Более эффективно и качественно строить методическую работу учителя позволяют необходимые виды домашних заданий:

  • моделирование урока (целиком или фрагментарно);
  • разработка системы уроков по теме или курсу;
  • разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме;
  • подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме;
  • аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги;
  • составление контрольных материалов, тестов;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов кружков, сценариев внеклассных материалов по предмету;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • защита темы по самообразованию;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования;
  • творческий отчет по определенной теме или в рамках методической темы года;
  • подготовка презентации по изученной теме, проблеме;
  • демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО и т.п.
свернуть